Сегодня вторник, 1 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих















ГлавнаяСоциальная сфераТрудовые отношения

Труд и занятость


 Основные итоги и показатели развития деятельности
 управления труда и занятости  Липецкой области 
за 2019 год

(I)
Социальное партнерство, трудовые отношения

В рамках социального партнерства управлением осуществлялась реализация областного трёхстороннего соглашения на 2018-2020гг. между администрацией области, Федерацией профсоюзов области, объединениями работодателей области, во всех муниципальных образованиях заключены и действуют территориальные трехсторонние соглашения. В дополнение к ним действуют 11 областных и 30 городских и районных отраслевых соглашений, на предприятиях заключено 2406 коллективных договоров с охватом численности свыше 247,5 тыс. человек (67% от всех работающих по полному кругу предприятий).
Организационному и качественному развитию социального партнёрства активно способствует контроль своевременности заключения коллективных договоров и внесению в них необходимых изменений и дополнений.
Наиболее высокий уровень охвата работающих коллективными договорами достигнут в Задонском районе (93%), г.Ельце (87%), Краснинском (83%), Грязинском (82%), Становлянском и Долгоруковском районах (по 80% соответственно).
Координация работы по вопросам социального партнёрства осуществлялась через областную и действующие во всех городах и районах области территориальные трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За 2019 год организовано 4 заседания областной и 113 заседаний территориальных комиссий, на которых рассматривались наиболее актуальные вопросы социально-трудовой сферы.
Управлением постоянно осуществлялся контроль за соблюдением трудового законодательства и выполнением условий коллективных договоров. В 2019 году совместно с органами местного самоуправления проведено 707 проверок, для руководителей и специалистов организаций всех форм собственности проведено 44 учебных семинара.
В областных и районных СМИ регулярно размещались материалы на тему социального партнёрства, разъяснения по вопросам трудового законодательства и др. В отчётном году им было посвящено 1718 публикаций в средствах массовой информации.
В целях распространения передового опыта производственной, экономической и социальной работы в систему социального партнёрства 19 апреля состоялось торжественное награждение победителей областного публичного конкурса «Коллективный договор, эффективность производства – основа защиты социально-трудовых прав граждан» (постановление областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 28 марта 2019 года № 6 «О подведении итогов и определении победителей областного конкурса «Коллективный договор, эффективность производства – основа защиты социально-трудовых прав граждан»). 
Проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Основная задача конкурса – выявление российских организаций, добивающихся высокой социальной эффективности в решении социальных задач, изучение и распространение их опыта, развитие форм социального партнерства в организациях. 
В рамках совершенствования системы морального и материального поощрения жителей области за заслуги в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве области обновлена Доска почёта «Трудовая слава Липецкой области». Кандидаты для занесения на областную Доску почёта «Трудовая слава Липецкой области» утверждены на заседании областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (Постановление от 28 марта 2019 года № 5 «О кандидатах для занесения на Доску почета «Трудовая слава Липецкой области»).
В числе приоритетных направлений в работе органов государственной власти области и муниципальных образований находится деятельность по созданию новых рабочих мест. В целом по области за 2019 год введено        13 910 новых рабочих мест или 100,5% от аналогичного периода прошлого года, в том числе 10 673 – в сфере малого бизнеса, из которых 60% или 6 450 - индивидуальные предприниматели с учетом наемных работников. Слайды 1,2.

Как показывает анализ, основная доля созданных рабочих мест приходится на сферу оптовой торговли; ремонта автотранспортных средств - 25% (или 3 540 рабочих мест), сельского хозяйства – 19% (или 2 668 рабочих места), обрабатывающих производств - 15% (или 2 042 рабочих места), строительства – 11% (или 1 573 рабочих места), транспортировки и хранения – 9% (или 1 220 рабочих места), предоставления прочих видов услуг (ремонт компьютеров, предметов личного потребления; предоставление прочих персональных услуг) – 6% (или 873 рабочих места) и другие виды деятельности – 15 % (или 1 994 рабочих места). Слайд 3.

Благодаря совместным усилиям сторон социального партнёрства в области не допущено ни одного коллективного трудового спора.
Задачи на 2020 год:
1.    Провести работу по разработке в течение года и подписанию в декабре текущего года областного трёхстороннего соглашения на 2021-2023 гг. между администрацией области, Федерацией профсоюзов области, объединениями работодателей области.
2.    В целях дальнейшего развития рынка труда, повышения эффективности формирования и развития кадрового потенциала, обеспечивающего устойчивое развитие и модернизацию экономики разработать Концепцию развития кадрового потенциала Липецкой области на период до 2024 года.

(II)
Повышение заработной платы и уровня жизни
 трудоспособного населения области

Уровень и качество жизни являются главным критерием социально-экономического прогресса, в связи с чем, вопросы их повышения, приобретают особенную актуальность на современном этапе. 
Проблеме повышения заработной платы, ее легализации уделяется огромное внимание всех уровней власти области. Слайд 4.

За последние годы заработная плата в регионе показывает устойчивый положительный тренд. Слайд 5.

По данным Липецкстата номинальная начисленная заработная плата в Липецкой области за январь-декабрь 2019 года составила 34 742 руб. с темпом роста к соответствующему периоду прошлого года – 109,7 %.
Регион по-прежнему занимает 1-ое ранговое место среди территорий ЦЧР, улучшив свою позицию среди территорий ЦФО, поднявшись с 7-го на 6-ое место. 
Реальная заработная плата за январь-декабрь 2019 года составила 104,5%, превышая в течение всего периода общероссийское значение.
Плановое значение, установленное Минэкономразвития РФ региону на 2019 г. – 101,8% (в соответствии с Указом Президента РФ от 25.04.2019 N 193 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации») перевыполнено на 2,7%.
За период январь-декабрь 2019 года уровень среднемесячной заработной платы, и темп роста в разрезе муниципальных образований неравнозначны. Слайд 6.

Так г. Липецк, по-прежнему, занимает 1-ое лидирующее место по уровню заработной платы (43 665 руб.).
Грязинский район расположился на 2-ом месте по уровню заработной платы (36 666 руб.), и лидирующее 2-ое место по темпу ее роста (110,3%). 
Высокий темп роста заработной платы в Становлянском (110,5% - 1-ое место) и Усманском (110,3 – 3-ое место).
В разрезе видов экономической деятельности по уровню заработной платы лидирующее 3-е место в ЦФО по-прежнему занимают отрасли «Обрабатывающие производства» – (46 656 руб.) и «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» (34585 руб.). Слайд 7.

Высокий уровень заработной платы отмечается в отрасли «Строительство» - 7-ое место, с заработной платой 31 080 руб.
Низкий уровень заработной платы, по-прежнему, отмечается в отрасли «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» - 19 923 руб.
Вопросы обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан выше уровня инфляции, снижения в два раза уровня бедности в Российской Федерации находятся на особом контроле руководства региона. 
И конечно, основным показателем в росте реальных доходов граждан является заработная плата.
В этой связи с 1 января 2019 г. увеличена заработная плата бюджетников региона.
Повышение заработной платы произошло с учетом увеличения гарантированной доли заработной платы, т.е. путем повышения должностных окладов работников. Изменения коснулись более 86,5 тыс. работников регионального и муниципального уровней. На эти цели направлено более 1,6 млрд. руб. бюджетных средств.
Следует отметить, что это не только отдельные (указные) категории работников бюджетной сферы, росту заработной платы которых уделялось пристальное внимание, начиная с 2012 года. Повышение в 2019 г. коснулось всех без исключения работников бюджетной сферы - работники центров занятости населения, учреждений ветеринарии, лесного хозяйства, транспорта, молодежной политики, СМИ, физкультуры и спорта и другие. Это бухгалтеры, юристы, экономисты, водители, повара, слесари и т.п. Их заработная плата выросла на 10%.
Указным категориям работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, учителя, воспитатели, работники учреждений культуры, социальные работники) заработная плата увеличена на 6%.
Кроме того, в целях реализации поручения Правительства о сохранении достигнутых соотношений между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем регионе, в 2019 году был подготовлен проект закона «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» в части увеличения с 1 января 2020 г. должностных окладов «указных» категорий работников на 5,8%.
Соответствующие изменения внесены в нормативные правовые акты муниципального уровня.
Заработная плата «указных» категорий работников в 2020 году вырастет на 5,8%.
Также проводилась работа по увеличению с 1 января 2020 года заработной платы младших воспитателей и помощников воспитателей на 10 %, с 1 июля 2020 года дополнительно еще на 10 %; педагогических работников учреждений здравоохранения - на 7,5%. На обеспечение вышеуказанных изменений проектом областного бюджета предусмотрено 99,7 млн. руб.
Вопросу повышения заработной платы и впредь будет уделяться пристальное внимание руководства всех уровней власти.
В 2019 г. продолжена работа по легализации трудовых отношений граждан, снижению неформальной занятости. Проведено 317 заседаний муниципальных комиссий, на которых заслушано 2129 работодателей, по итогам работы комиссий с работниками оформлен 3151 новый трудовой договор и подписано 9591 дополнительное соглашение. 
В рамках Соглашения, заключенного Федеральной службой по труду и занятости и администрацией Липецкой области, выполнение контрольного показателя - снижения в 2019 году численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность на 8881 чел., составило 143,5%.
В 2020 году будет продолжена работа органов государственной власти, местного самоуправления совместно с органами надзора и контроля, работодателями и профсоюзами по погашению задолженности по заработной плате и недопущению её впредь. 
За 2019 год полностью погашены долги в ООО СК "Новотекс" (г. Липецк); ООО ДПМК "Добровская" (Добровский р-н); МУП «Коммунальщик»; МУП «АДС городского хозяйства» (г. Липецк); ООО "Сервис Долгоруково"; ООО СХП "Добринский"; АО птицефабрика "Задонская"; ООО "Автотранспортное предприятие №5 - М" (г. Липецк); ООО "Моторинвест" (Краснинский район); ООО "ЛМЗ" (Краснинский район); ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей»; ООО «Теплоэнергомонтаж»; МУП «Измалково-Сервис»; ООО «Спецавтотранс»; ООО СМУ Липецктяжстрой»; ОАО «ЕДСУ-3»; ООО СК «Липецкметаллургстрой»; ООО «СУ-48».
По данным Росстата, на 1 января 2020 года в регионе отсутствует задолженность по заработной плате.

Задачи на 2020 год:
1.    Пересмотр региональной потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в соответствии с федеральным законодательством. 
2.    Рассмотреть вопрос на очередном заседании областной трехсторонней комиссии о внесении изменений в Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2018-2020 годы в части установления размера минимальной заработной платы для работников внебюджетного сектора экономики в размере не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года, установленного постановлением администрации Липецкой области, но не ниже минимального размера оплаты труда. 

 

 (III)
Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан

 

За 2019 года в службу занятости населения обратилось 45,2 тыс. чел.  Слайд 8, 9.

При содействии службы занятости трудоустроено на постоянную и временные работы 41,0 тыс. чел.  или 90,7% от обратившихся по вопросу трудоустройства, из них 33,5 тыс. чел. - на постоянную работу. На общественные работы направлено 2,2 тыс. чел. На временных работах в свободное от учебы время и в период каникул работали 3,6 тыс. подростков. 
За 2019 год оказано содействие в организации собственного дела 5,3 тыс. чел., из них финансовую помощь на эти цели получили 96 безработных граждан.
На профессиональное обучение переобучение, повышение квалификации направлено 1,2 тыс. безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда.
Обратилось в службу занятости по вопросу трудоустройства 0,6 тыс. чел., относящихся к категории – инвалиды, из них  65,3% трудоустроены. 
По состоянию на 01.01.2020 года количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 9,2 тыс. вакансий. 
Спросом на рынке труда области пользуются: 
специалисты высшего уровня квалификации –1,6 тыс. чел.,
специалисты среднего уровня квалификации – 0,7 тыс. чел., 
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием – 0,3 тыс. чел., 
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности – 0,8 тыс. чел., 
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства – 0,7 тыс. чел., 
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий – 1,7 тыс. чел.,
операторы  производственных установок и машин, сборщики и водители – 1,6 тыс. чел., 
неквалифицированные рабочие – 1,4 тыс. чел.  и др.
По состоянию на 01.01.2020 года ситуация на рынке труда региона остается стабильной, уровень регистрируемой безработицы составил 0,4% (слайд 10,11), коэффициент напряженности на рынке труда - 0,3 чел. на одну заявленную в службу занятости вакансию (слайд 12,13).

Задачи на 2020 год:
1)    В рамках реализации регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» создать пилотный Центр занятости населения модельного типа на базе ОКУ «Елецкий городской центр занятости населения»;
2)    В целях эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечения занятости населения и безопасных условий труда в области в 2020 году продолжить реализацию Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».
Выполнение намеченных мероприятий по развитию рынка труда позволит к концу 2020 года сохранить уровень регистрируемой безработицы - не более 0,4 % и обеспечить:
- повышение гибкости рынка труда, кадрового потенциала в соответствии с потребностями экономики области;
- создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
- увеличение миграционного притока населения и сокращение дефицита трудовых ресурсов;
- высокую квалификацию и сохранение здоровья работников, а также защиту трудовых прав граждан.

 

(IV)
Реализация  подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению

в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом»

В рамках  Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» в 2019 году была продолжена реализация  подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Программа). 
В рамках Программы область принимала: соотечественников из-за рубежа; соотечественников, постоянно или временно проживающих на территории Российской Федерации; граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших статус временного убежища (ВУ) на территории региона.
Целью региональной программы является повышение уровня миграции, а главным показателем её эффективности количество соотечественников, переселившихся в область, их адаптация и интеграция в социально-экономические процессы региона. 
Процесс переселения, по-прежнему активен и за период реализации региональной Программы, в том числе и за 2019 год, удалось достигнуть значительного увеличения количества соотечественников, переселившихся в Липецкую область. В целом, за период с 2007 по 2019 год регион принял в рамках  Программы 63,5 тыс. человек, что свидетельствует о выполнении главных программных задач - увеличение миграционного притока населения и сокращение дефицита трудовых ресурсов. Это свидетельствует о сохраняющейся привлекательности Липецкой области для соотечественников, как региона с большим промышленно-экономическим потенциалом, имеющего развитую социальную и транспортную инфраструктуру, благоприятный климат и удобное географическое положение.
В 2019 году в Липецкую область прибыло 2273 участника Госпрограммы при целевом годовом показателе 2000 человек. С членами семей количество переселившихся соотечественников составило 4558 человек. От общего количества соотечественников, переселившихся в регион в 2019 году, 74,4% (3389 чел.) – это граждане трудоспособного возраста, что означает достижение установленного показателя Программы (70%), отражающего привлечение в область трудовых ресурсов; 20,6% (939 чел.) – дети до 18 лет и 5,0% (230 чел.) – пенсионеры. Слайд 14.

По странам выезда 99% - это соотечественники государств СНГ, среди которых лидируют Молдавия, Украина, Казахстан и Армения.
Соотечественники обустраиваются во всех муниципалитетах области, но наибольшей популярностью пользуется г. Липецк, г. Грязи, Липецкий и Усманский районы. Слайд 15.

Основным содержанием работы по реализации Программы является оказание практического содействия соотечественникам при переселении на территорию Липецкой области. Прибывшим соотечественникам в период до получения ими российского гражданства оказывается содействие в вопросах первичного обустройства, предоставления услуг здравоохранения, социальной поддержки, службы занятости, образования за счет средств областного и федерального бюджетов, что способствует миграционной привлекательности области и положительной динамике реализации Программы.
Для временного жилищного обустройства семей переселенцев успешно функционирует областное казенное учреждение «Центр временного размещения соотечественников» (ОКУ ЦВР), которое объединяет на праве оперативного управления 9 зданий гостиничного и квартирного типа. ЦВР востребованы соотечественниками, поскольку им кроме возможности первоначального обустройства предоставляется временная регистрация по адресам ЦВР. Только за последние пять лет в них проживало более 8 тыс. человек.
За 12 месяцев 2019 года учреждение предоставило услугу по первичному обустройству и временному проживанию 1308 участникам Госпрограммы и членам их семей.
Соотечественники имеют возможность получить первичную, срочную и плановую медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, при этом прохождение медицинского освидетельствования для участников Программы бесплатно. 
На оказание медицинских услуг  участникам Госпрограммы и членам их семей в период до приобретения гражданства РФ в 2019 году было запланировано 12362,7 тыс. руб. средств областного и федерального бюджетов, которые были израсходованы на 99,998%.
Семьям переселенцев, находящимся в трудной жизненной ситуации, органами соцзащиты населения оказывается единовременная материальная помощь на приобретение предметов первой необходимости и продуктов питания в размере 1 тыс. рублей на каждого члена семьи, но не более 3 тыс. рублей на семью. В 2019 году единовременная материальная помощь оказана на сумму 189,0 тыс. рублей, что составляет 37,8% исполнения годового плана. Причина недоосвоения средств областного бюджета связана с тем, что данное мероприятие имеет заявительный характер. 
За содействием по вопросу трудоустройства в 2019 году в службу занятости обратилось 133 соотечественника, из них трудоустроено 106 человек или 80% от обратившихся, что означает выполнение планового показателя на конец года в полном объеме. 
В целях подбора вариантов работы для соотечественников центры занятости территорий вселения взаимодействуют с предприятиями и организациями различных форм собственности. Обратившимся переселенцам оказываются услуги по информированию о положении на рынке труда, возможностях трудоустройства. Тем соотечественникам, которые не смогли трудоустроиться по своей специальности, назначается пособие в период поиска работы из средств областного и федерального бюджетов. С начала 2019 года данный вид услуги получали 19 человек. Кроме того, 6 переселенцев, изъявивших  желание пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации, направлены на профессиональное обучение. 
Остальные трудоспособные соотечественники выбирают для трудоустройства варианты самостоятельного поиска работы или самозанятости.
В целом, на реализацию всех основных мероприятий региональной программы переселения в 2019 году из средств областного и федерального бюджетов израсходовано 39,1 млн. руб., что составляет 99,2% выполнения годового плана. Слайд 16.

Из УВМ УМВД России по Липецкой области  в 2019 году в уполномоченный орган поступило 3312 заявлений. Все анкеты были тщательно рассмотрены, по анкетам потенциальных участников Программы принято 54,7% положительных решений, в том числе с вариантом самостоятельного трудоустройства.
Отказ в переезде получили 45,3% соотечественников – это, в основном, иностранные граждане, не имеющие профессионального образования (квалификации), определенной профессии, стажа и опыта работы, а также не владеющие русским языком.
Увеличение процента отказов по поданным заявлениям обусловлено ухудшением в последние годы качественного состава соотечественников, имеющих РВП (разрешение на временное проживание) и ВНЖ (вид на жительство), подающих заявления об участии в Госпрограмме на территории Липецкой области. Так, значительно увеличилось число лиц, имеющих низкий уровень образования, отсутствие профессиональной квалификации, неподтвержденную трудовую деятельность, длительные перерывы в осуществляемой трудовой деятельности, образование, не востребованное на рынке труда Липецкой области; длительные выезды и нахождение на территории стран проживания, длительное нахождение в другом регионе, не заявляющих семью в Госпрограмме при ее наличии, что говорит о том, что данная категория граждан приезжает на территорию Липецкой области не с целью постоянного обустройства, а в рамках осуществления трудовой миграции как иностранная рабочая сила. 
Проблемы 2019 года:
У значительного количества потенциальных участников Программы переселения, подающих заявление на территории Липецкой области, нет  профессионального образования (квалификации), определенной профессии, стажа и опыта работы, а также документального подтверждения трудовой деятельности (трудовой книжки). В соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» длительный перерыв (более одного года) в трудовой деятельности определяет категорию граждан, для которой подходящей считается оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки. Уровень заработной платы для данной категории граждан является недостаточным для обустройства на территории региона, что ведет к принятию уполномоченным органом отрицательных решений по анкетам данных заявителей.

Задачи на 2020 год: 
Расширение информационного и оперативного взаимодействия с Посольствами, Консульствами РФ и Представительствами МВД Российской Федерации за рубежом с целью приема и рассмотрения  анкет потенциальных участников Программы переселения и успешной реализации мероприятий региональной программы переселения, включенной в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

 

(V)
Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан,  

профессиональная ориентация населения, социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан 

 

Слайд 17. В течение 2019 года при содействии органов службы занятости на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено: 1196 безработных граждан  по 41 профессии и специальности, 217 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до  достижения им возраста трех лет по 24 профессиям и специальностям, 79 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая  пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, по 20 профессиям и специальностям. 
Обучение данных категорий граждан осуществлялось в образовательных организациях высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности, по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда: бухгалтер, водитель различных автотранспортных средств, кондитер, маникюрша, медицинская сестра различных профилей, специалист по закупкам, специалист по охране труда, токарь, тракторист, электрогазосварщик, электромонтер и др.

При обучении граждан различных категорий широко применялись дистанционные образовательных технологии и электронное обучение.
Слайд 18.  Государственные услуги по профессиональной ориентации получили 58,2 тыс. человек. 
Совместно с органами образования проводилась профориентационная работа с учащейся молодежью. Получили помощь в профессиональном самоопределении с учетом ситуации на рынке труда  20,9 тыс. несовершеннолетних граждан. Проведены ярмарки учебных мест для молодежи, в которых приняли участие более 4,0 тыс. учащихся общеобразовательных школ области. 
Во всех городских округах и муниципальных районах действовали программы социально-психологической адаптации безработных граждан на рынке труда.  Обучились навыкам активного поиска работы 1457 человек,  услуги по психологической поддержке получили1104 человек. 
На реализацию данных программ из средств областного бюджета было освоено:
-профобучение безработных – 13 753,4 тыс. руб.;
-профобучение женщин по уходу за ребенком до трех лет – 2 223,2 тыс. руб.;
-профобучение пенсионеров – 516,5 тыс. руб.;
-профориентация – 133,0 тыс. руб.;
-социальная адаптация – 86,2 тыс. руб.
В рамках реализации РП: «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)» (далее – «Старшее поколение») организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональной образование 612 граждан предпенсионного возраста по профессиям: сестринское дело, маникюрша, парикмахер, охранник, тракторист-машинист с/х производства, эксплуатация электросети и др. 
На реализацию данного регионального проекта освоено 12 282,4 тыс. руб.: 11 668,3 тыс. – федеральный бюджет, 614,1 тыс. руб. – областной бюджет. 
В рамках реализации РП «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» (далее  - «Поддержка занятости») организована переподготовка и повышение квалификации 708 работников предприятий-участников проекта. 
На реализацию данного регионального проекта освоено 14 091,0 тыс. руб.: 13 386,5 тыс. – федеральный бюджет, 704,6 тыс. руб. – областной бюджет.
В целях повышения эффективности работы необходимо продолжить активное взаимодействие управления труда и занятости и подведомственных учреждений  (ОКУ ЦЗН) с образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, работодателями.

Проблемы 2019 года:
При реализации мероприятий региональных проектов: «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение)», «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда» существует дисбаланс между финансированием проектов и реальной потребностью области.
Управлением труда и занятости Липецкой области изначально отмечался завышенный норматив обеспеченности мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста и переобучению, повышению квалификации работников предприятий – участников проекта. 
 В 2019 году в Липецкой области средняя стоимость обучения одного слушателя из числа лиц предпенсионного возраста составила 13,5 тыс. рублей, из числа работников предприятий – участников проекта – 15,0 тыс. рублей,  что значительно ниже установленного планового значения Минтрудом  - 68,5 тыс. рублей для лиц предпенсионного возраста и 60,0 тыс. рублей для работников предприятий.  

Задачи на 2020 год:
В 2020 году планируется организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование не менее 1000 безработных граждан,  291  женщины в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в рамках регионального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» (далее – «Содействие занятости женщин») ,   420 лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц  предпенсионного возраста в рамках регионального проекта «Старшее поколение» и 315 работников предприятий – участников регионального проекта «Поддержка занятости».

 

(VI)
Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области

 

В целях повышения занятости и конкурентоспособности инвалидов молодого возраста реализуется подпрограмма 2 «Содействие трудоустройству незанятых инвалидов Липецкой области» государственной программы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», которой предусмотрены следующие мероприятия:
сопровождение содействия занятости инвалидов молодого возраста (путем предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям);
содействие в освоении трудовых обязанностей инвалидов молодого возраста из числа выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с привлечением наставников (путем предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям);
информационное обеспечение работодателей по вопросам сопровождения при содействии занятости инвалидов.
     Механизм реализации подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в соответствии с бюджетным законодательством. Средства областного бюджета направляются на частичное возмещение расходов работодателей, предоставивших постоянные рабочие места инвалидам молодого возраста, в том числе выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, на выплату заработной платы трудоустроенным инвалидам и закрепленным за ними наставникам. В 2019 году оказано содействие в трудоустройстве 37 инвалидам молодого возраста, в том числе 3 выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с использованием наставников. На эти цели в 2019 году из областного бюджета израсходовано 2268,1 тыс. руб. Слайд 19.

  В рамках подпрограммы «Формирование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов в Липецкой области» с целью исполнения мероприятий по формированию условий для повышения уровня профессионального развития инвалидов, в том числе детей-инвалидов управлением труда и занятости Липецкой области приобретено специализированное компьютерное оборудование для инвалидов (детей-инвалидов) с нарушением зрения для оказания услуг по профессиональной ориентации, социальной адаптации. На реализацию мероприятия на 2019 год было запланировано 1166,7 тыс. рублей, в том числе  840,0 тыс. руб. средств федеральной субсидии. Израсходовано на эти цели 1149,6 тыс. руб., из них 827,7 тыс. руб. средства федерального бюджета. 
Одним из механизмов для трудоустройства инвалидов является квотирование рабочих мест для данной категории граждан. Согласно Закону от 14 сентября 2000 года №104-ОЗ «О квотировании рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите» в регионе квота для приема на работу инвалидов устанавливается работодателям, численность работников которых составляет более 35 человек, в размере 3 процентов к их среднесписочной численности. Квота рабочих мест установлена 1176 работодателям в количестве 4128 рабочих мест, при этом работает в данных организациях 4309 инвалидов.


(VII)
Улучшение условий и охрана труда

В целях предупреждения профессиональных рисков и обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах в течение 2019 года осуществлялось государственное управление охраной труда, реализовывались мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465 и Закона Липецкой области от 08 ноября 2012 года №88-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений».
За отчетный период в соответствии с приказом управления труда и занятости Липецкой области от 25 декабря 2019  года № 823 «О реализации государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области»  исполнялись 3 основных мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда», на реализацию которой предусмотрено 12001,5 тыс. руб., освоено 11884,57 тыс. руб. или 99,1 % годового финансирования:
    1. Формирование единой политики в области охраны труда и социально трудовых отношений. Освоено 10944,97 тыс. руб. (99,04 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).
    2. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и качества оценки условий труда работников. Освоено 400 тыс. руб. (97,56 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).
    3. Информационно-методическое обеспечение и пропаганда охраны труда. Освоено 539,6 тыс. руб. (99,93 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).
В рамках подпрограммы управлением труда и занятости Липецкой области совместно с учебным центром «Квалификация» проведено обучение по вопросам охраны и безопасности труда специалистов и руководителей государственных учреждений в Усманском, Задонском, Грязинском, Добровском, Измалковском, Хлевенском муницпальных районах. По итогам состоявшегося обучения 120 человек успешно освоили 40 - часовую учебную программу и прошли проверку знаний требований охраны труда за счет средств областного бюджета. 

Слайд 20. В целом, за 2019 год обучение по охране труда осуществляли 19 аккредитованных организаций, в которых прошли обучение по охране труда 8349 руководителей и специалистов, что выше запланированного показателя. 
Эффективность функционирования системы государственного управления охраной труда в значительной степени зависит от организации информационной поддержки. С начала текущего года в областных и местных средствах массовой информации опубликовано свыше 190 информационных материалов по охране труда. Во всех районах области в целях предупреждения случаев травматизма, обеспеченности работников надлежащими условиями труда специалистами по охране труда оказывается информационно-методическая помощь обратившимся представителям работодателей, индивидуальным предпринимателям по вопросам улучшения условий труда. 

Слайд 21. На территории области продолжена реализация проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». В нем приняли активное участие 118 организаций, из которых 72 получили сертификат доверия.
В отчетном периоде по оперативной информации Государственной инспекции труда произошло снижение количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями на 17 случаев в сравнении с прошлым годом.  Их количество составило 48 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (65 несчастных случаев с тяжелыми последствиями в 2018 году), из них 34 случая с тяжелым исходом (43 случая в 2018 году), 10 смертельных (16 случаев 2018 году), 4 групповых случая (6 групповых случаев в 2018 году). 
Причинами несчастных случаев с тяжелыми последствиями являлись, преимущественно, неудовлетворительная организация производства работ.
При этом  в 9 муниципальных районах области: Воловском, Добринском, Добровском, Долгоруковском, Елецком, Задонском, Лев-Толстовском, Липецком, Становлянском не допущено случаев травмирования работников с тяжелыми последствиями.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» проведен областной детский конкурс «Охрана труда глазами детей». Также проводились совещания, семинары, круглые столы по вопросам охраны труда работников предприятий; подготовлены и размещены на радиостанциях аудиоролики с проигрыванием ситуаций, направленных на предотвращение  производственного травматизма. В сентябре - октябре 2019 года совместно с администрациями муниципальных образований, Государственной инспекцией труда в Липецкой области проведены мероприятия в рамках месячника по охране труда, где одним из главных направлений являлась профилактика производственного травматизма.
За 2019 год в области зарегистрировано 32 лица с впервые установленном диагнозом профессионального заболевания (в 2018 году 35 лиц). По сравнению с 2018 годом уровень профессиональной заболеваемости в целом снизился на 10% и составил 1,0 на 10 тыс. работающих.
Все случаи профессиональных заболеваний расследованы с составлением актов и разработкой мероприятий по их профилактике.
К положительным результатам исполнения в 2019 году мероприятий в сфере охраны труда, включая реализацию Закона Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений» можно отнести:
-укрепление системы управления охраной труда на территории области;
-усиление внимания работодателей к созданию условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
-увеличение количества организаций, в которых проведена оценка условий труда и желающих возвратить финансовые средства (20% страховых взносов) из Фонда социального страхования РФ на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задачи на 2020 год: 
С целью дальнейшего улучшения ситуации планируется продолжить проведение мероприятий подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», направленных на сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2020 году; усилить взаимодействие с органами надзора и контроля, государственной инспекцией труда в Липецкой области и прокуратурой в части обеспечения соблюдения трудовых прав граждан в сфере охраны труда и социальных гарантий работников; организовать проведение широкой информационно-просветительской работы в области охраны труда, реализацию плана мероприятий «Дорожной карты» по продвижению концепции «Нулевой травматизм» («Vision Zero») в Липецкой области. 


(VIII)
О результатах рассмотрения обращений граждан

 

В течение 2019 года управление труда и занятости Липецкой области рассматривало обращения граждан, организаций (общественных объединений) по вопросам своей компетенции. 
Существенно возросло количество обращений в устной форме (в основном в дни приема по личным вопросам в соответствии с графиком, размещенным на официальном сайте управления). Поступали также запросы в форме электронного документа  (на электронный адрес управления и через «Интернет-приемную»).
Наиболее актуальные темы, затронутые в обращениях (по результатам рассмотрения обращений, поступивших в письменной форме):
государственные услуги в области занятости населения (более половины поступивших обращений), обустройство соотечественников, размер заработной платы, работа центра занятости, назначение пенсии.
Общественных инициатив по вопросам, относящимся к компетенции труда и занятости Липецкой области, на Интернет-ресурсах (порталах) «Российская общественная инициатива», «Лица власти», «Развиваем Липецкую область вместе», «Сердитый гражданин», «Открытый Липецк» размещено не было.
Результаты рассмотрения обращений:
В основном результатом рассмотрения обращения является разъяснение обратившемуся норм законодательства, условий оказания государственных услуг, требований к оформлению документов и т.п.
По вопросам трудоустройства, поиска подходящей работы, в том числе лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним гражданам, освободившимся из МЛС и другим категориям обратившихся рекомендовано обратиться в центры занятости населения по месту жительства, где им оказаны услуги службы занятости в соответствии с действующим законодательством.
Гражданам, обратившимся по вопросам переселения и обустройства соотечественников,  даны консультации, в том числе по оформлению документов для участия в Государственной программе содействия переселению соотечественников из-за рубежа.
По вопросам заработной платы - даны консультации, каким образом устанавливается размер заработной платы работникам в соответствии с трудовым законодательством.  
По вопросам трудовых отношений обратившимся гражданам и представителям предприятий и организаций рекомендовано обратиться в Государственную инспекцию труда в Липецкой области, в том числе на телефон «горячей линии».
С целью улучшения работы с обращениями в декабре 2019 год внедрён интерактивный портал (ИАП). Портал решает следующие задачи:
- совмещение представительства СЗН в сети Интернет и интерактивного электронного взаимодействия сотрудников службы занятости с населением,
- доступное и бесплатное для работодателя электронное взаимодействие с СЗН,
- уравнивание личного и электронного взаимодействия благодаря прохождению процедуры регистрации в СЗН или на региональном портале государственных услуг (РПГУ).

 

 


Система Orphus