Сегодня вторник, 1 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих















ГлавнаяЭкономикаОтраслиПотребительский рынок

Потребительский рынок


<< На страницу управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области

Итоги развития потребительского рынка за 2019 год и перспективы развития на 2020 год


Приоритетными целями и задачами Управления являются: сохранение стабильности на потребительском рынке, развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров, упорядочение и легализация розничной продажи алкогольной продукции, обеспечение ценовой и территориальной доступности товаров, улучшение торгового и бытового обслуживания населения, в том числе сельского, создание кооперативной товаропроводящей сети, направленной на развитие сельскохозяйственной кооперации, заготовительной деятельности, активизация ярмарочной деятельности в сельских поселениях области.

За 2019 год оборот розничной торговли по Липецкой области составил 275,8 млрд.руб., с темпом роста в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года 102,4%. Удельный вес продаж на розничных рынках и ярмарках составил 5,9%, на долю торгующих организаций пришлось 94,1%. Каждому жителю области продано товаров на сумму 241,1 тыс.руб.

Липецкая область продолжает занимать лидирующие позиции в сферах торговли, общественного питания как по отношению к соседним регионам, так и в целом по стране. По объему оборота розничной торговли на душу населения Липецкая область сохраняет достаточно высокие позиции среди областей Центрального федерального округа – 4 место, среди субъектов РФ – 15 место.

Оборот общественного питания в 2019 году составил 8,0 млрд.руб. с темпом роста в сопоставимых ценах к уровню 2018 года 106,6%. На душу населения оказано услуг общественного питания в размере 7,0 тыс. рублей.

Объем бытовых услуг за 2019 год составил 11,6 млрд.руб. или 102,4% в сопоставимых ценах к прошлому году. Каждому жителю области оказано бытовых услуг на сумму 10,1 тыс. руб. Структура оказываемых услуг сохранилась. На долю бытовых услуг в структуре платных услуг приходится 16,7% (2 место после коммунальных услуг).

На территории области функционируют зарубежные, федеральные и региональные торговые сети. Доля оборота розничных торговых сетей в структуре оборота розничной торговли сложилась на уровне 29%.

За 2019 год по оперативным данным органов местного самоуправления в области открыто 227 предприятий сферы потребительского рынка, в том числе 158 – торговли, 26 – общественного питания, 43 – бытового обслуживания. В целях создания условий по обеспечению ценовой и территориальной доступности потребительских товаров и бытовых услуг для сельских жителей в 2019 году продолжена реализация мероприятий подпрограммы 8 «Развитие торговли в Липецкой области на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» (далее – Программа). В 2019 году из областного бюджета распределены и выплачены муниципальным районам субсидии в сумме 17 087,9 тыс.руб., в том числе на приобретение:

-       автомобильного топлива для:

·        организации развозной торговли (18 районов, 8 648,2 тыс.руб.);

·        сбора и доставки заказов сельского населения при оказании бытовых услуг - 9 районам (Воловскому, Грязинскому, Добринскому, Краснинскому, Лебедянскому, Лев-Толстовскому, Усманскому, Хлевенскому, Чаплыгинскому) - 1 352,7 тыс. руб.;

·        доставки товаров народного потребления в стационарные торговые объекты, расположенные в населенных пунктах далее 11 километров от административных центров муниципальных районов, – 10 районам (Грязинскому, Данковскому, Добринскому, Добровскому, Елецкому, Измалковскому, Лев-Толстовскому, Усманскому, Хлевенскому и Чаплыгинскому) – 4 272,2 тыс. руб.;

·        грузового специализированного автотранспорта, не находившегося в эксплуатации, - автолавок (автомобилей, оборудованных для организации развозной торговли с них), автофургонов (автомобилей, предназначенных для перевозки принятых от населения заказов на бытовые услуги и доставки выездных бригад) – 4 районам (Грязинскому, Краснинскому, Усманскому и Хлевенскому) – 2 651,4 тыс. руб.

-       нестационарных объектов для оказания торговых и бытовых услуг (мобильных (сборно-разборных, модульных) торговых киосков, павильонов, бытовок), расположенных в населенных пунктах, не имеющих стационарных объектов и (или) имеющих стационарные объекты, в которых радиус пешеходной доступности до стационарного объекта превышает 2 километра – 1 району (Лебедянскому) – 143,2 тыс.руб.;

-       торгового оборудования, контрольно-кассовой техники, не находившихся в эксплуатации, для комплексных приемных пунктов предприятий бытового обслуживания, осуществляющих сбор и доставку заказов сельского населения, расположенных в сельских поселениях, не являющихся административным центром – 1 району (Лебедянскому) – 20,2 тыс.руб.

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов позволяет обеспечивать товарами жителей 655 населенных пунктов с общей численностью населения 37,0 тыс. человек и бытовыми услугами 258 населенных пунктов с общей численностью населения 113,2 тыс. человек.

В рамках работы по легализации трудовых отношений и увеличению заработной платы работникам отрасли Управлением проведены заседания рабочей группы по укреплению дисциплины оплаты труда, работе с убыточными организациями потребительского рынка Липецкой области в г.Липецк,  Воловском, Данковском, Добринском, Добровском, Елецком, Задонском, Измалковском, Становлянском районах. До руководителей доведены нормы действующего трудового законодательства и меры ответственности за выплату «серой» заработной платы.

Сотрудниками Управления проведена адресная работа с 1458 организациями, в результате которой:

-       846 руководителей, заслушаны на совещаниях в районах, которые повысили заработную плату от 10 до 30%;

-       17 заседаний рабочей группы в Управлении по укреплению дисциплины оплаты труда, на которых заслушаны 187 руководителей предприятий сферы потребительского рынка, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, все руководители увеличили заработную плату до 30 %

-       по 425 организациям информация направлена в прокуратуру для принятия мер реагирования (9 организаций привлечены к административной ответственности).

В целом, заработная плата по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля» за январь-ноябрь 2019 года составила 26 860 рублей, что на
2 448 рублей выше уровня 2018 года (темп роста 109,6% к аналогичному периоду 2018г).

 

Стимулирование развития заготовительной деятельности и 

создание кооперативных объектов сбыта сельскохозяйственной продукции

 

По данным администраций муниципальных районов по состоянию на
01 января 2020 года в заготовительную деятельность вовлечено 134,7 тысяч личных подсобных хозяйств, или 87,4% от количества зарегистрированных.

Заготовительный оборот за 2019 год составил 9,3 млрд. руб. с темпом роста 133,1% к уровню 2018 года. Удельный вес получателей субсидий в общем заготовительном обороте составил 14,8% (1,4 млрд. руб.).

У граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, закуплено продукции на сумму 8,1 млрд. руб., что на 34,6% больше, чем за 2018 год. Доля закупок у ЛПХ составила 87,8% в общем заготовительном обороте.

Практически полностью (свыше 90%) за счет закупок излишков продукции у населения формируется заготовительный оборот в Воловском, Грязинском, Добровском, Долгоруковском, Задонском, Измалковском, Лебедянском, Липецком, Тербунском, Усманском и Хлевенском муниципальных районах.

В отчетном периоде заготовительными организациями закуплено 20 282,3 тонны мяса, 40,8 тыс. тонн молока, 31,2 тыс. тонн картофеля, 22 тыс. тонн овощей, 13,9 тыс. тонн плодов.

Среднерайонный заготовительный оборот в расчете на 1 сельского жителя составил 22 598 руб. Выше среднерайонного достигнуты показатели в 7 муниципальных районах: Воловском, Грязинском, Добринском, Лебедянском, Усманском, Хлевенском и Чаплыгинском. Менее закуплено продукции в Елецком, Лев-Толстовском и Становлянском муниципальных районах.

Таблица 1

Наименование муниципального района

Закуплено сельхозпродукции

на 1 сельского жителя, тыс. руб.

Рейтинг

Воловский

26,4

5

Грязинский

25,1

6

Данковский

17,0

14

Добринский

27,4

4

Добровский

16,9

15

Долгоруковский

21,0

8

Елецкий

15,5

17

Задонский

17,9

12

Измалковский

19,4

10

Краснинский

17,8

13

Лебедянский

23,6

7

Лев-Толстовский

15,9

16

Липецкий

19,3

11

Становлянский

13,2

18

Тербунский

19,7

9

Усманский

32,6

2

Хлевенский

27,5

3

Чаплыгинский

47,5

1

ВСЕГО

22,6

 

Для стимулирования развития заготовительной деятельности в рамках Программы в 2019 году из областного бюджета распределены и выплачены муниципальным районам субсидии в сумме 5,8 млн. руб. направленных на приобретение:

-       основного технологического, холодильного, грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования, не находившегося в эксплуатации, для осуществления заготовительной деятельности по заявке Долгоруковского муниципального района (329,2 тыс. руб.);

-       грузового автотранспорта, в том числе специализированного (для закупки, транспортировки и (или) розничной продажи  сельскохозяйственного сырья и продукции) по заявкам Добринского (455 тыс. руб.), Становлянского (1761,5 тыс.руб.), Тербунского (455 тыс. руб.), Хлевенского (1202,5 тыс. ркб. и 348,3 тыс. руб.), Чаплыгинского (916,5 тыс. руб.) муниципальных районов;

-       упаковочных материалов и тары для осуществления заготовительной деятельности и реализации сельскохозяйственной продукции, по заявкам Грязинского (126,7 тыс. руб.) и Добринского (32,3 тыс. руб.) муниципальных районов;

-       автомобильного топлива для закупки сельхозпродукции у личных подсобных хозяйств  по заявкам Грязинского (47,4 тыс. руб.) и Добринского (26,1 тыс. руб.) муниципальных районов.

Запущена новая версия портала бесплатных объявлений КООП48.рф. Добавлена интерактивная карта объявлений, которая служит графической альтернативой отображения списка объявлений и позволяет просматривать ближайшие предложения непосредственно на карте. Также в новой версии реализован расширенный фильтр объявлений, максимально облегчающий поиск товара, соответствующего ценовым и прочим предпочтениям пользователя. Новая версия площадки имеет в арсенале функционал по заключению сделок. Данный механизм позволяет управлению произвести подсчет объемов сельхозпродукции реализованной посредством портала.

За 2019 год количество опубликованных объявлений составило 11629 ед. Лидерами по подаче объявлений являются Задонский (1157 объявления), Тербунский (1080 объявления) и Добринский (1078 объявлений) муниципальные районы.

Совместно с органами местного самоуправления на постоянной основе проводится работа по разъяснению преимуществ организации сельскохозяйственными кооперативами собственных торговых точек. Для реализации местной сельскохозяйственной продукции в предприятиях торговли создано 620 торговых места, из которых 240 в 2019 году.

В рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», осуществляемых на условиях финансирования из областного бюджета, в 2019 году средства областного бюджета  по подпрограмме 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014-2024 годы» освоены своевременно и в полном объеме.

Введены в эксплуатацию 2 сельскохозяйственных кооперативных рынка в Добринском и Измалковском муниципальных районах.

В настоящее время на территории Липецкой области организованы и функционируют 25 розничных рынков из них: 8 универсальных,  4 специализированных, 8 сельскохозяйственных кооперативных, 5 сельскохозяйственных с оборудованными торговыми местами для всех категорий продавцов: сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством.

В целях обеспечения развития внутреннего товарного рынка и стабилизации розничных цен на продовольствие, а также организации дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции для начинающих производителей Липецкой области, имеющих малые объемы производства, областное казенное учреждение «Агентство содействия развитию торговой деятельности» на постоянной основе организует и проводит областные розничные ярмарки.

В 2019 году проведено 277 областных ярмарок, из которых 57,7% в сельских поселениях. В связи с востребованностью 57 ярмарок проведено сверх плана. Муниципальных ярмарок проведено 156. На ярмарках жителям области было продано около 5000 тонн зерна, 3 млн. яиц, 800 тонн сахара, 300 тонн муки и т.д.

Продолжена работа по проведению тематических ярмарок, за год было проведено 35 тематических ярмарок: «Товары народного творчества умельцев региона», «Рождественская», «По щучьему веленью», «Сувениры Липецкого края», «Сырная и молочная провинция», «Клубничная», «Виноградная», «Медовая», «Дары осени», «День садовода», «Новогодняя» и др.

Отличительной особенностью ярмарок является участие производителей и заготовителей, в результате чего жители области могут приобрести свежую качественную продукцию без посредников по ценам на 15-30% ниже, чем в предприятиях торговли.

 

Защита прав потребителей и качество пищевых товаров

 

Для реализации мероприятий в рамках подпрограммы 9 «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014-2020 годы» (далее – подпрограмма 9) государственной Программы, предусматривающей ежегодное финансирование в размере 300 тыс. рублей, в 2019 году лимиты доведены в размере 206 тыс. рублей, регулярно осуществляется приобретение пищевых продуктов в предприятиях торговли Липецкой области и их исследование в независимых аккредитованных лабораториях по показателям качества и безопасности, организуются сравнительные потребительские дегустации пищевых продуктов, проведено 12 сравнительных потребительских дегустаций.

За 2019 год отобрано и исследовано в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» 68 образцов пищевых продуктов (20 видов) на 595 показателей исследования пищевых продуктов в 20 предприятиях торговли Липецкой области. Семь образцов не соответствовали требованиям нормативов.

В соответствии с действующим законодательством вся продукция снята с реализации, вышеуказанная информация направлена в Управление Роспотребнадзора по Липецкой области для проведения внеплановой проверки и принятия мер реагирования. Доля некачественной продукции составила 10,3%, что не превышает максимального значения, определенного показателем подпрограммы – 20%.

В результате реализации мероприятий подпрограммы 9 в 2020 году ожидается снижение доли образцов пищевых продуктов, не соответствующих требованиям стандартов качества и безопасности, на 50% к количеству исследованных образцов пищевых продуктов на потребительском рынке Липецкой области.

В соответствии с Соглашением о взаимодействии с Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Липецкой области» и в целях реализации региональной программы «Обеспечение прав потребителей в Липецкой области на 2018-2020 годы» продолжить работу по информационно-аналитическому наблюдению за исполнением производственного контроля предприятиями сферы потребительского рынка, оказание содействия в формировании индивидуальных программ производственного контроля предприятиям торговли и общественного питания, а также пропаганда основ защиты прав потребителей через средства массовой информации и сети интернет.

Кроме того, планируется в 2020 году проведение независимых потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров (тест на качество) в количестве 80 единиц.

 

Программа «Производственный контроль»

 

В соответствии с Соглашением о взаимодействии с Федеральным бюджетным учреждением «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Липецкой области» (далее - ФБУ «Липецкий ЦСМ») и в целях реализации региональной программы «Обеспечение прав потребителей в Липецкой области на 2018-2020 годы», продолжена работа по информационно-аналитическому наблюдению за исполнением производственного контроля предприятиями сферы потребительского рынка. Сотрудниками Управления оказана методическая поддержка 850 хозяйствующим субъектам по разработке программ контроля качества продуктов питания. 

Кроме того, в 2019 году управлением, совместно с  ФБУ «Липецкий ЦСМ», проведено 78 потребительских экспертиз и сравнительных исследований товаров.

 

Доступная среда для инвалидов и маломобильных граждан

 

В рамках исполнения Распоряжения администрации Липецкой области от 30.10.2015 г. № 519-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на территории Липецкой области (2015 - 2030 годы) запланированы мероприятия по обеспечению доступности объектов предприятий сферы потребительского рынка, в том числе увеличение доли предприятий сферы потребительского рынка, оформивших паспорта доступности для инвалидов и маломобильных граждан на объект торговли, общественного питания или бытового обслуживания (оформление в 2020 году не менее 20 паспортов доступности для объектов сферы потребительского рынка), оказание содействия в паспортизации объектов потребительского рынка руководителям предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения Липецкой области. Кроме того, планируется осуществление информационно - аналитического наблюдения и контроля за соблюдением свода правил СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предприятиями сферы потребительского рынка, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории Липецкой области.  

 

Ценовая ситуация на рынке продовольственных товаров

 

В целях сохранения стабильной ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области  специалистами ОКУ «Агентство содействия развитию торговой деятельности» (далее – Учреждение) в отчетном периоде осуществлялось проведение ежедневного мониторинга розничных цен на социально значимые  продовольственные товары во всех городах и районах области.

Всего за 2019 год обследовано 5370 предприятий торговли продовольственной группы товаров, из которых  2880 (53,6%) - в районах области. Завершена работа по оцифровке мониторинга цен с использованием интерактивной системы «Мониторинг цен».

В отчетном периоде проводились мероприятия по снижению цен на социально значимые продукты питания – от разъяснительной работы до привлечения контролирующих и правоохранительных органов. По каждому факту проводился анализ причин повышения и принимались меры по снижению цен до экономически обоснованного уровня. Для создания конкурентной среды на продовольственном рынке в течение года регулярно проводились торгово-закупочные сессии с участием региональных производителей продуктов питания, в том числе  малых предприятий. В  настоящее время в сетевых предприятиях торговли в  Липецкой области появилась новая продукция региональных производителей: мука пшеничная (СПСПК «НИЛАН», ООО «Сокольский мукомольный завод»), мясные и колбасные изделия (ГК «Кузминки», СПСПК «НИЛАН»), сыр (ООО «Салевка», ЗАО СХПК «Дружба») и т.д.

В результате проводимых мероприятий в 2019 году цены на социально значимые продукты в Липецкой области сохранялись одними из самых низких не только в ЦФО, но и в РФ. В декабре стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в Липецкой области составила 3422,09 руб., что ниже, чем в среднем по России на 645,62 руб, по ЦФО – на 808,14 руб.

В декабре 2019 года (по отношению к декабрю 2018 года) индекс потребительских цен на продовольственные товары в нашем регионе (102,1%) сложился ниже, чем по РФ и ЦФО (102,6%).

 

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции,
деятельности по заготовке, хранению, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов

 

В 2019 году алкогольный рынок Липецкой области формировали 277 юридических лица, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в 1495 торговых объектах.

По состоянию на 31 декабря 2019 года количество лицензиатов, осуществляющих деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов составило 42 ед. Количество мест осуществления деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов составило 63 ед.

За 2019 год отделом лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции проведено 877 внеплановых выездных проверок на предмет соответствия объектов лицензионным требованиям.

В отчетном периоде переоформлено 167 лицензий, выдано 85, продлено 103. По причине несоответствия заявителей лицензионным требованиям в отчетном периоде отказано в переоформлении 12 лицензии, в выдаче 7 лицензий, в продлении 7 лицензий.

За совершение действий, связанных с лицензированием, в областной бюджет поступила государственная пошлина в размере 23,4 млн. руб. Доход консолидированного бюджета области от уплаты акцизов на алкогольную продукцию составил 900 млн. руб.

Средний срок оказания государственной услуги составил 21 день, что на девять дней меньше регламентного срока.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» доля розничных организаций, подключенных к ЕГАИС, в общем объеме продаж алкогольной продукции составила 100%, что позволяет фиксировать в системе все факты реализации дублированной алкогольной продукции и продажи в запрещенные дни. По данным Федеральной службы Росалкогольрегулирования (далее – ФС РАР) Липецкая область  по рейтингу подключения к ЕГАИС и по эффективности государственного контроля продолжает удерживать свои позиции  в тройке лидеров среди субъектов ЦФО.

В отчетном периоде Управлением проведено информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции в 791 торговых объектах Липецкой области, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.

Кроме того, за 2019г. специалистами отдела выявлено 15 точек нелегальной скупки металлолома, информация о которых направлена в прокуратуру Липецкой области.

10 июля Арбитражный суд Центрального округа оставил в силе решение Арбитражного суда Липецкой области  и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда  о правомерности отказа ООО «Альфа Рязань» в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленном подразделении магазине «Красное&Белое», расположенном по адресу: г. Липецк, ул. Стаханова, д. 59.

Ранее управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области было принято решение отказать ООО «Альфа Рязань» в переоформлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в данном обособленном подразделении, в связи с нарушением п.п. 1 п. 1 ст. 5  Закона Липецкой области от 29.12.2012 № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», которой установлен запрет  на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного жилого дома, вход для покупателей в которые организован со стороны двора и (или) бокового фасада данного жилого дома и нарушением пункта 1 статьи 26  Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» по причине несоответствия  требованиям  СП 2.3.6.1066-01., введенных в действие Постановлением Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.09.2001 № 23, правомерность данных выводов и была подтверждена судебными решениями.

22 июля Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении требований АО «Агрофирма «Заречье» о признании недействительным приказа управления об отказе в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в обособленном подразделении (кафе «Сливки»), расположенном по адресу: Липецкая область, Становлянский район, с. Кличено, ул. Центральная, д. 56.

23.01.2019г. управлением было отказано в продлении срока действия лицензии АО «Агрофирма «Заречье» на основании подпунктов 1, 6 пункта 9 статьи 19 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», в связи с выявлением в представленных документах недостоверной, искаженной информации и отсутствием документов, подтверждающих наличие у заявителя стационарного объекта общественного питания в собственности либо в аренде.

Не согласие с данным решением и послужило основанием для обращения  АО «Агрофирма «Заречье» в Арбитражный суд Липецкой области.

Кроме того решениями Арбитражного суда Липецкой области отказано ООО «Юпитер» в удовлетворении требования о признании незаконным приказа Управления о продлении срока рассмотрения заявления о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и ООО «Маяк» о продлении срока рассмотрения заявления о продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В 2019 году отделом проведено 350 консультаций по вопросам лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черного и цветного металлов.

 

Контрольная деятельность

 

Управление осуществляет административные процедуры проведения мероприятий в рамках регионального государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, заготовки, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, ценообразования, организации рынков и ярмарок.

В 2019 году Управлением было возбуждено 925 дел об административных правонарушениях по следующим направлениям:

-       оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии, в нестационарных торговых объектах;

-       оборот алкогольной продукции без маркировки, предусмотренной законодательством;

-       оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов;

-       розничная продажа алкогольной продукции с нарушением обязательных требований, установленных федеральным и региональным законодательством, в том, числе продажа в запрещенные время или дни;

-       розничная продажа алкогольной продукции с занижением минимальных розничных цен;

-       нарушение порядка декларирования оборота алкогольной продукции с целью ее дальнейшей розничной продажи;

-       нарушение порядка учета оборота алкогольной продукции, в том числе в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС);

-       осуществление деятельности области оборота лома черных и цветных металлов с нарушением лицензионных требований;

-       организация ярмарок и рынков;

-       стихийная торговля;

-       невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В ходе проведения контрольных мероприятий в части пресечения незаконного оборота алкогольной продукции Управлением изъято 400 дал.

Уплачено (взыскано) штрафов на общую сумму более  15 млн. рублей, из  при взаимодействии с Федеральной службой судебных приставов по Липецкой области взыскано 1,7 млн. рублей.

Основными механизмами, способствовавшими обнаружению правонарушения и возбуждению дела об административном правонарушении в 2019 года явились:

-       Проведение информационно-аналитических наблюдений за рынком определенного товара – обследовано более 2000  организаций торговли и общественного питания;

-       Проведение плановых проверок. В результате возбуждено 11 дел об административных правонарушения;

-       Рассмотрение обращений граждан (более 700 обращений (жалоб) жителей Липецкой области, из них 163 поступили в адрес Управления через портал artamonovigor.ru);

-       Рассмотрение материалов, поступивших от правоохранительных органов и связанных с нарушениями на потребительском рынке Липецкой области;

-       Взаимодействие с общественными организациями и гражданами.

-       Взаимодействие с органами местного самоуправления – в части осуществления незаконного оборота алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах (киосках).

-        Использование сервисов ЕГАИС.

В целом, в 2019 году значительно сократилось количество выявленных нарушений, связанных с продажей алкогольной продукции в запрещенные дни («Последний звонок», Международный день защиты детей (1 июня), День молодежи (27 июня), День знаний (1 сентября), введенные Законом Липецкой области №118-ОЗ; с оборотом алкогольной продукции в лицензируемых объектах с поддельными федеральными специальными и акцизными марками. Данное снижение связано с проведением Управлением комплекса профилактических мероприятий по предупреждению нарушений обязательных требований и совершения правонарушений, направленных на информирование участников алкогольного рынка о необходимости соблюдения обязательных требований, что согласуется с целями Реформы контрольной и надзорной деятельности в Российской Федерации.

Так, Управлением на базе подведомственного учреждения ОКУ «Агентство содействия развитию торговой деятельности» проведены семинары с участниками алкогольного рынка по вопросам проверки подлинности ФСМ и АМ; регулярно на официальном сайте публикуется информация об изменении законодательства, проведении декларационной кампании, о приближающихся днях запрета на продажу алкогольной продукции.

Тем не менее, Управлением выявлен случай беспрецедентного и систематического нарушения владелицей сети специализированных пивных магазинов «Хмельник» ИП Быковой А.А. требований Закона Липецкой области от 29.12.2012 № 118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области» в части розничной продажи алкогольной продукции после 21 час. 00 мин. В результате принятия мер административного воздействия (326 административных дел) ИП Быкова А.А. вернула свою деятельность в правовое русло и осуществляет торговлю алкогольной продукцией до 21 часа 00 минут.

В 2019 году сотрудниками управления проведено обследование более 400 пивных заведений, расположенных на первых этажах многоквартирных жилых домов  г. Липецка и г. Ельца и осуществляющих деятельность фактически круглосуточно. В отношении 157 установлены нарушения санитарных требований. Соответствующая информация направлена в прокуратуру Липецкой области, управление Роспотребнадзора Липецкой области, управление ФНС России по Липецкой области, ГУ МЧС России по Липецкой области.

В результате проводимой управлением работы, связанной с пивными заведениями, 35 пивных заведения на первых этажах многоквартирных домов прекратили деятельность, 57 – сменили статус «организация общественного питания» на статус «магазин» с режимом работы до 21 часа 00 минут.

Обследовано порядка 800 нестационарных торговых объектов. Выявлено более 50 торговых объектов, в которых осуществлялась торговля нелегальным алкоголем. Информация направлена в ФС РАР, УМВД по Липецкой области. Все виновные лица (юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица) привлечены к административной ответственности. Так, Арбитражным судом Липецкой области за продажу алкогольной продукции в организации общественного питания без соответствующей лицензии ООО «Тайгер» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3 млн. рублей, на уничтожение направлено более 50 единиц алкогольной продукции.

Липецкая область в 2019 году продолжала удерживать 1 место в Центральном федеральном округе и 5 место в Российской Федерации по полноте использования инструментов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по оценке ФС РАР.

Одним из важных этапов в деятельности управления является представление интересов управления в судах. В отчетном периоде сотрудниками принято участие более чем в 300 судебных заседаниях.

В 2019 году рассмотрены и вынесены судебные акты о привлечении к административной ответственности по 314 материалам управления по делам   об административных правонарушениях. Показатель решений о привлечении к административной ответственности, вынесенных судом, в 2019 г. составляет 100%.

Судами в 2019 году рассмотрено 60 заявлений об оспаривании постановлений о привлечении к административной ответственности, из них:

отказано в удовлетворении требований заявителей в полном объеме по  55 делам, что составляет  92  % от общего числа дел;

по 5 делам (8 % от общего числа дел) требования заявителей об отмене постановлений о назначении административного наказания удовлетворены частично в связи с  изменением вида наказания и снижения  размера суммы назначенного административного штрафа.

 

Регулирование цен (тарифов)

 

В 2019 году в рамках исполнения функций по государственному регулированию цен (тарифов, надбавок и тому подобное), возложенных на  управление, управлением установлены следующие цены (тарифы, ставки и т.п.):

-       базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных маломерных судов на специализированных стоянках на территории Липецкой области  (приказ от 13.03.2019г. № 22-ц) - 2 ед.;

-       средняя стоимость путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря, расположенные на территории Липецкой области, со сроком пребывания детей 21 день на летний период 2019 года и со сроком пребывания детей  7 дней в течение 2019-2020 учебного года  (приказы № 26-ц от 14.03.2019г., № 34-ц от 10.10.2019г.).) - 2 ед.;

-       базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Липецкой области  (приказ от 14.05.2019г. № 29-ц) – 5 ед.;

-       установлены ставки на услуги по технической инвентаризации жилищного фонда по Липецкой области (приказ от 16.09.2019г. № 32-ц) – 200 ед.;

-       установлен тариф на транспортную услугу по пропуску вагонов, оказываемую на подъездных  железнодорожных путях АО ПК «ЛИМАК», АО «ПРОГРЕСС»  (приказы от 03.09.2019 № 31-ц, № 36-ц от 24.12.2019г.) – 2 ед.;

-       установлены  предельные максимальные тарифы на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО «Липецкое Предприятие Промышленного Железнодорожного Транспорта»  (приказ  № 35-ц от 20.11.2019г.) – 3 ед.;

-       тариф за перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Липецкой области на 2020 год и экономически обоснованный тариф на услугу по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемую АО «ППК «Черноземье» (приказ от 26.12.2019г. № 36-ц) – 2 ед.

Управлением осуществлен расчет предельного размера платы за проведение технического осмотра городского наземного электрического транспорта, подготовлено экспертное заключение. Постановлением администрации Липецкой области от 10.06.2019 года № 280 внесены изменения в постановление администрации Липецкой области от 02.11.2015 № 492 «Об установлении предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств» в части установления предельного размера платы за проведение технического осмотра городского наземного электрического транспорта в размере 833 руб.

В связи с экономической необоснованностью представленных расчетов управлением приняты решения об отказе в установлении (изменении):

-       наценок на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования (приказ от 05.07.2019 г. №30-ц);

-        размеров платы за предоставление копий технических паспортов, оценочной и иной хранившейся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, расположенных на территории Липецкой области, (регистрационных книг, реестров, правоустанавливающих документов и тому подобного) и содержащихся в них сведений (приказ № 33-ц от 16.09.2019г.).

Согласована стоимость услуг, предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению, на территории 2 городских округов, 4 городских поселений и 18 муниципальных образований Липецкой области в размере

  В соответствии с Законом Липецкой области от 27.03.2009 № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» определена средняя  стоимость путевки (питание, 21 день проживания, лечение) в санаторно-курортные учреждения Липецкой области в размере:

-       45441 руб. по итогам 4 кв. 2018г.;

-       48755 руб. - I кв. 2019г.;

-       46174 руб. -  II кв. 2019г.

-       41458 руб. – III кв. 2019г.

Арбитражный суд Центрального округа г. Калуга постановлением от 28.06.2019г. оставил без изменения постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2019г. и решение Арбитражного суда Липецкой области от 26.12.2018г. по делу № А36-13701/2017 и отказал в удовлетворении апелляционной жалобы АО «ППК «Черноземье» о взыскании с Липецкой области 21540043,18 руб. убытков, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на пассажирские пригородные перевозки на территории Липецкой области, в 2014 году.


Рынок лекарственных препаратов


В отчетном периоде Управлением проводилась работа по сохранению стабильной ситуации на фармацевтическом рынке области, предотвращению необоснованного роста цен на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, а также информированию населения региона о ценовой ситуации в аптечных организациях региона. Данная работа организована по следующим направлениям:

-       анализ размеров оптовых и розничных надбавок, действующих в Липецкой области и их влияния на результаты финансово-экономического состояния оптовых организаций и розничных аптечных учреждений, осуществляющих реализацию ЖНВЛП в 2018 году;

-       систематический мониторинг ценовой ситуации на рынке лекарственных препаратов региона, не входящих в перечень ЖНВЛП, и размещение на сайте управления;

-       проведение комплекса мероприятий, по вопросу снижения фактически применяемых торговых надбавок, с руководителями аптечных учреждений, в которых определялись наиболее высокие розничные цены. Проведены совещания с представителями сетевых аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами на территории Липецкой области.

По данным Федеральной службы государственной статистики индекс потребительских цен на медикаменты в декабре 2019 года по отношению к  декабрю предыдущего года по Липецкой области составил 100,62%, по ЦФО -  100,85 %, по Российской Федерации – 100,67%.

По отчетным данным Росздравнадзора в 2019 году по Липецкой области фактическая средняя розничная надбавка на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, составляла от 13,5% до 17,7%, в декабре сложилась в размере 13,5% -  1 место среди регионов ЦФО (1 место – самые низкие надбавки). Фактическая средняя оптовая надбавка на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, составляла от 1,1% до 2,0%, в декабре сложилась в размере 1,9% -  5 место среди регионов ЦФО.

Установленные региональные розничные надбавки на данную категорию лекарственных препаратов находятся в пределах от 12% до 23%, оптовые надбавки на данную категорию лекарственных препаратов находятся в пределах от 7,2% до 12%.  Липецкая область по установленным предельным надбавкам занимает среди регионов ЦФО с 1 по 4 место.

Кроме того, управлением, в соответствии с поручением ФАС России, проведен анализ размеров оптовых и розничных надбавок, действующих в Липецкой области и их влияния на результаты финансово-экономического состояния оптовых организаций и розничных аптечных учреждений, осуществляющих реализацию ЖНВЛП в 2018 году.

По результатам анализа установлено, что в 2018 году оптовые и розничные организации, осуществляющие реализацию ЖНВЛП, применяли при формировании цен на лекарственные препараты оптовые и розничные надбавки не выше установленных управлением.

Основной причиной применения надбавок ниже установленных является высокая конкуренция между организациями, в условиях которой аптечные организации вынуждены снижать надбавки при формировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

В течение регулируемого периода хозяйствующие субъекты, осуществляющие фармацевтическую деятельность, не обращались с просьбой о пересмотре размеров действующих предельных надбавок по ЖНВЛП.

По результатам проведенного анализа, управлением принято решение сохранить действующие размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП.

 

Работа с обращениями граждан

 

В 2019 году в адрес Управления поступило более 450 обращений граждан, в том числе:

-       183 ед. - через портал главы администрации Липецкой области
И.Г. Артамонова «Развиваем Липецкую область вместе!»;

-       270 ед. – в письменном или электронном виде.

Все обращения рассмотрены в установленные законодательством сроки, средний срок рассмотрения по итогам года составил 16,7 дней для обращений в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ, 11,1 дней для обращений, поступивших через портал artamonovigor.ru.

 

Предложения по улучшению работы потребительского рынка Липецкой области

 

1.     Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области продолжить работу по: 

-       проведению информационно-аналитических наблюдений за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания на территории Липецкой области;

-       выявлению несогласованных размещенных рекламных конструкций по муниципальным образованиям  Липецкой области;

-       увеличению доли оборота алкогольной продукции оптовыми организациями, зарегистрированными на территории Липецкой области, в общем объеме оборота алкогольной продукции оптовыми организациями в Липецкой области;

-         выявлению и легализации точек нелегальной скупки металла при проведении совместных мероприятиях с Прокуратурой Липецкой области;

-       сохранению стационарных предприятий торговли в сельской местности;

-       развитию заготовительной деятельности и малоформатной торговли;

-        обеспечению услугами развозной торговли жителей отдаленных населенных пунктов;

-        проведению торгово-закупочных сессий различного формата;

-       сдерживанию цен на социально значимые продукты питания в Липецкой области в экономически обоснованных рамках;

-       увеличению заработной платы в отрасли;

-       соблюдению требований доступности для инвалидов объектов потребительского рынка;

-       защите прав потребителей и качества товаров.

2.     Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с органами местного самоуправления продолжить работу по:

-       по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры по реализации местной сельскохозяйственной продукции, в том числе по:

·        организации деятельности сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков во всех муниципальных образованиях области,

·        открытию кооперативных магазинов, павильонов и киосков по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции,

·        обеспечению  местных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции местами для продажи произведенной продукции;

-       содействию в исполнении мероприятий государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности» в части организации кооперативной товаропроводящей сети;

-       обеспечению эффективного использования денежных средств, полученных в качестве субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, предоставления торговых и бытовых услуг;

-       легализации заработной платы, своевременной и в полном объеме её выплат, доведения её до среднеотраслевого уровня, соблюдению трудового и налогового законодательства, снижению неформальной занятости в сфере потребительского рынка.


Версия для печати

Возврат к списку

Система Orphus