Сегодня суббота, 18 Августа | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих







ГлавнаяСоциальная сфераТрудовые отношения

Труд и занятость


Основные итоги и показатели развития деятельности
управления труда и занятости Липецкой области за 2017 год

I. Социальное партнерство, трудовые отношения

В рамках социального партнерства управлением осуществлялась реализация областного трёхстороннего соглашения на 2015-2017гг. между администрацией области, Федерацией профсоюзов области, объединениями работодателей области, во всех муниципальных образованиях заключены и действуют территориальные трехсторонние соглашения. В дополнение к ним действуют 10 областных и 28 городских и районных отраслевых соглашений, на предприятиях заключено 2408 коллективных договоров с охватом численности свыше 251,0 тыс. человек (66% от всех работающих по полному кругу предприятий).

Проведена работа по подписанию в декабре 2017 года нового трёхстороннего соглашения на 2018-2020гг.

Организационному и качественному развитию социального партнёрства активно способствует контроль своевременности заключения коллективных договоров и внесению в них необходимых изменений и дополнений.

Наиболее высокий уровень охвата работающих коллективными договорами достигнут в Становлянском районе (84%), Долгоруковском районе (83%), Грязинском, Задонском и Краснинском районах (80%), Елецком и Измалковском районах (76%), Добринском районе(73%).

Координация работы по вопросам социального партнёрства осуществлялась через областную и действующие во всех городах и районах области территориальные трёхсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. За 2017 год организовано 6 заседаний областной и 106 заседаний территориальных комиссий.

На комиссию выносились наиболее актуальные вопросы социально-трудовой сферы, включая: о соблюдении трудового законодательства на предприятиях региона, о состоянии условий и охраны труда, мерах по сохранению здоровья работников на производстве и состоянии задолженности по заработной плате в организациях области; о реализации указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работников бюджетной сферы, установлении размера минимальной заработной платы и её индексации в регионе на 2018 год и др.

Управлением постоянно осуществлялся контроль за соблюдением трудового законодательства и выполнением условий коллективных договоров. В 2017 году совместно с органами местного самоуправления проведено 707 проверок, для руководителей и специалистов организаций всех форм собственности проведено 27 учебных семинаров.

В областных и районных СМИ регулярно размещались материалы на тему социального партнёрства, разъяснения по вопросам трудового законодательства и др. В отчётном году им было посвящено 549 публикаций в средствах массовой информации.

Благодаря совместным усилиям сторон социального партнёрства в регионе не допущено ни одного коллективного трудового спора.

С целью совершенствования региональной системы социального партнёрства в сфере труда, укрепления взаимодействия исполнительных органов государственной власти области, профсоюзов и работодателей по повышению эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории области, проведен областной публичный конкурс «Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан».

За заслуги в экономическом и социально-культурном развитии области 30 лучших тружеников различных профессий занесены на Доску почёта «Трудовая слава Липецкой области».

В числе приоритетных направлений управления в работе органов государственной власти области и муниципальных образований находилась деятельность по созданию новых рабочих мест. По данным мониторинга в целом по области в 2017 г. введено 13997 новых рабочих мест (или 120% от запланированного количества), из которых 5087 введено на крупных, средних и муниципальных предприятиях, 8910 – в сфере малого бизнеса, в том числе 4883 – это индивидуальные предприниматели с учетом наемных работников.

Создание новых рабочих мест в Липецкой области в 2017 году

Во всех муниципальных образованиях количество созданных рабочих мест превысило прогнозные показатели, в т.ч. в Усманском (214%), Лебедянском (181%), Хлевенском (175%), Липецком (174%), Данковском (143%), Елецком (141%) и Грязинском (133%) районах от годового прогноза.

Ввод новых рабочих мест по видам экономической деятельности в 2017 году

Создание новых рабочих мест в Липецкой области в  2017 году по видам экономической деятельности

Наибольшее количество рабочих мест создано в торговле 26% (или 3573 места). На долю сельского хозяйства приходится 18% или 2454 места, обрабатывающих производств - 16% или 2261 новых рабочих мест, строительства – 9% или 1258 мест, транспорта и связи 10% или 1413 мест, предоставление прочих видов услуг 7% или 916 рабочих мест, на все другие виды деятельности приходится 14% или 2122 места. Из всех введенных новых рабочих мест в сельской местности создано 42% или 5812 мест.

В рамках проведения мониторинга состояния и распределения кадрового потенциала управлением совместно с органами местного самоуправления подготовлен баланс трудовых ресурсов Липецкой области за 2016 год в разрезе сельских поселений. Также в целях совершенствования системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах проведен прогнозный расчет показателей баланса на период до 2020 года с учётом социально-экономического развития области на долгосрочную перспективу.

В рамках реализации комплекса мер по выполнению майских Указов Президента России № 596-606, в том числе по развитию кадрового потенциала, проведен мониторинг внутрифирменной подготовки работников ряда обследуемых крупных и средних предприятий (в т.ч. бюджетной сферы). В течение года прошли обучение, повысили квалификацию более 55 тыс. квалифицированных работников организаций.

В рамках исполнения мероприятий «дорожной карты» внедрения на территории Липецкой области лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата управлением проведена работа по формированию прогноза потребности предприятий в рабочих и специалистах приоритетных отраслей экономики региона на пятилетнюю перспективу (2018-2022 годы). Потребность составлена в разрезе специальностей (должностей) различных уровней профессионального образования по видам экономической деятельности, и ежегодно уточняется.

II. Повышение заработной платы и уровня жизни трудоспособного населения области

Основные итоги развития отрасли за 2017 год

  • среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий за январь-октябрь – 27744 руб.
  • ранговое место в ЦФО по среднемесячной заработной плате – 7.
  • покупательская способность населения региона за 10 месяцев 2017 года - составила 2,99 набора ПМ.
  • показатели поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений Липецкой области, ежегодно выполняются и перевыполняются.

Повышение заработной платы и уровня жизни трудоспособного населения области

Среднемесячная заработная плата в организациях Липецкой области (2011 – 2016 гг., 10 месяцев 2017 г.), руб.

Осуществлялся ежеквартальный мониторинг и анализ показателей уровня оплаты труда в организациях муниципальных районов и городских округов области

Динамика заработной платы по муниципальным образованиям

Региональным соглашении о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015-2017 годы увеличен размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, до 10740 руб., т.е. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года (рост 3,9%).

Для работников бюджетной сферы МРОТ увеличивался:

  • с 1 июля 2017 г. – 7800 руб. (рост 4,0%).
  • с 1 января 2018 г. – 9489 руб. (рост 21,7%);

Вопросы повышения заработной платы регулярно рассматривались:

  • на заседаниях комиссии по экономическому развитию и модернизации Липецкой области;
  • на заседаниях администрации области;
  • на заседаниях комиссии по контролю исполнения указов Президента Российской Федерации;
  • на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений граждан;

На заседаниях трехсторонних комиссий и комиссий по легализации заработной платы рассматривались отрасли, занимающие последние и предпоследние рейтинговые места в ЦФО по уровню среднемесячной заработной платы.

Информация об организациях, заработная плата в которых ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате, направлялась в Государственную инспекцию труда в Липецкой области и прокуратуру области для организации внеплановой надзорно-контрольной деятельности.

В целях реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (далее - Программы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года № 2190-р:

  • по итогам полугодий проводился мониторинг реализации Программы с дальнейшим предоставлением в Минтруд;
  • проводилась методическая работа по внедрению системы нормирования труда в учреждениях;
  • проводилась методическая работа по оформлению трудовых отношений с работниками организаций бюджетной сферы при переходе на «эффективный контракт».

С января 2017 года вступили в силу изменения в областной закон об оплате труда работников областных государственных учреждений в части установления предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителя, его заместителей, главного бухгалтера и среднемесячной заработной платы работников учреждения.

Кроме того, в ноябре 2017 г. в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по индексации заработной платы работников, на которых не распространяются указы Президента Российской Федерации, не менее чем на 4 процента, внесены изменения в областной закон об оплате труда работников областных государственных учреждений, в части увеличения должностных окладов (тарифных ставок):

  • «указным» категориям работников – в соответствии с целевыми показателями отраслевых «дорожных карт» в части повышения оплаты труда;
  • категориям работников, не отраженным в «майских» Указах Президента РФ – на 10%;
  • руководителям учреждений – на 4%.

Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.

Осуществлялся ежеквартальный расчет величины прожиточного минимума в Липецкой области с последующей подготовкой проекта постановления администрации области «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по области».

Проводился расчет одного из важнейших показателей уровня жизни – покупательная способность средней заработной платы трудоспособного населения, который показывает условное количество наборов прожиточного минимума. Информация о покупательной способности доводилась до муниципальных районов и городских округов.

Внесены изменения в областной Закон от 30.12.2004 № 164-ОЗ «О порядке установления прожиточного минимума в Липецкой области» в части установления величины прожиточного минимума пенсионера для определения социальной доплаты к пенсии в области, которая на 2018 год установлена в размере 8620 руб., что значительно выше фактической величины прожиточного минимума пенсионера, устанавливаемой ежеквартально.

Велся ежедневный мониторинг состояния задолженности по выплате заработной платы в разрезе территорий, отраслей и отдельных организаций. В случае необходимости, обеспечивался адресный контроль проблемных организаций.

Информация о задолженности по заработной плате работникам организаций и учреждений

Проводилась работа по реализации плана мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в Липецкой области.

В рамках исполнения Медиа-плана информационного сопровождения мероприятий по легализации во всех видах СМИ размещались информационно-разъяснительные материалы по проблемам нелегальной занятости, освещалась работа межведомственных комиссий, итоги адресной работы с «недобросовестными» работодателями, население региона на постоянной основе информировалось о телефонах «горячих линий», на которые можно обращаться в случае нарушения их трудовых прав.

В рамках работы, направленной на снижение неформальной занятости в регионе заключено Соглашение между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Липецкой области в 2017 г. Установленный Соглашением контрольный показатель - легализация 14955 человек из числа экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, выполнен на 127,8% (18940 чел.).

Результаты 2017 года

Показатели оплаты труда и уровня жизни.

Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий за январь-октябрь – 27744 руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 107,3% (выше среднероссийского значения на 0,3%, по РФ – 107,0%).

По видам экономической деятельности за январь-октябрь 2017 года следует отметить:

  • отрасль торговли оптовой и розничной, поднявшуюся с 13-ого на 9-ое ранговое место в рейтинге ЦФО с уровнем заработной платы 21557 руб. и темпом роста – 106,3%;
  • отрасль транспортировки и хранения, поднявшуюся с 15-ого на 10-ое ранговое место с уровнем заработной платы 27 785 руб. и темпом роста – 107,3%;
  • отрасль строительства, поднявшуюся с 15-ого на 11-ое ранговое место с уровнем заработной платы 22499 руб. и достаточно высоким темпом роста – 110,9%.

Наиболее высокая заработная плата в обрабатывающих производствах – 38865 руб., занимая и в рейтинге ЦФО традиционно высокое ранговое 3 место.

Среднемесячная зар/плата по ЛО

Реальная заработная плата в регионе превысила среднероссийское значение на 0,7% (за январь-октябрь в Липецкой области - 103,7%, в РФ – 103,0%), ранговое место региона по уровню заработной платы среди территорий ЦФО повысилось с 10 на 7.

Реальные располагаемые денежные доходы населения (процентов) за период январь-октябрь 2017 года в Липецкой области увеличились на 0,5%, составив 97,6% к соответствующему периоду предыдущего года.

Покупательная способность трудоспособного населения увеличилась с 2,80 наборов прожиточного минимума за 10 месяцев прошлого года до 2,99 в 2017 году.

Целевые показатели «майских» указов Президента Российской Федерации в части поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников государственных и муниципальных учреждений по оценочным данным исполнительных органов государственной власти области, ответственных за их достижение, по итогам 2017 года выполнены.

III. Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан

В 2017 году в службу занятости населения обратилось 40,6 тыс. чел., что соответствует уровню прошлого года. При содействии службы занятости трудоустроено на постоянную и временные работы 36,6 тыс. чел., из них 29,3 тыс. чел. - на постоянную работу. На общественные работы направлено 2,3 тыс. чел.

На временных работах в свободное от учебы время и в период летних каникул работали 3,3 тыс. подростков.

За 2017 год оказано содействие в организации собственного дела 1105 чел., из них финансовую помощь на эти цели получили 86 безработных граждан.

На профессиональное обучение переобучение, повышение квалификации направлено 1,4 тыс. безработных граждан по профессиям, востребованным на рынке труда.

Обратилось в службу занятости по вопросу трудоустройства 798 граждан, относящихся к категории – инвалиды, что на 21,1% больше чем в 2016 году, из них более 60% трудоустроены, что на 10,6% больше, чем в 2016 году.

По состоянию на 01.01.2018 года количество вакансий, заявленных работодателями в органы службы занятости, составило 9,6 тыс. вакансий.

Спросом на рынке труда области пользуются:

  • специалисты высшего уровня квалификации –1,8 тыс. чел.,
  • специалисты среднего уровня квалификации – 0,9 тыс. чел.,
  • служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием – 0,2 тыс. чел.,
  • работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности – 0,7 тыс. чел.,
  • квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства – 0,8 тыс. чел.,
  • квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий – 2,3 тыс. чел.,
  • операторы производственных установок и машин, сборщики и водители – 1,4 тыс. чел.,
  • неквалифицированные рабочие – 1,1 тыс. чел. и др.

Эти и другие меры, принимаемые администрацией области, управлением труда и занятости способствуют стабилизации показателей регионального рынка труда: на 01.01.2018 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,5%, коэффициент напряженности на рынке труда - 0,3 чел. на одну заявленную в службу занятости вакансию.

В целях повышения занятости и конкурентоспособности инвалидов молодого возраста в 2018 году в рамках Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» в целях повышения занятости и конкурентоспособности инвалидов молодого возраста предусмотрены мероприятия, направленные на сопровождаемое содействие занятости инвалидов молодого возраста.

В ходе реализации вышеуказанных мероприятий планируется оказать содействие в трудоустройстве 40 инвалидам молодого возраста, в том числе 12 выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с использованием наставников.

На эти цели в 2018 году выделено 2 000, 0 тыс. рублей из средств областного бюджета, которые будут направлены на частичное возмещение расходов работодателей, предоставивших постоянные рабочие места инвалидам молодого возраста, в том числе выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, на выплату заработной платы трудоустроенным инвалидам и закрепленным за ними наставникам.

В целях дальнейшего развития эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала области, обеспечение занятости населения и безопасных условий труда в области с 2018 году продолжается реализация Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», которая включает в себя следующие мероприятия:

  • развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан;
  • содействие трудоустройству незанятых инвалидов;
  • развитие социального партнерства;
  • оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом;
  • улучшение условий и охраны труда.

Все это позволит в конечном итоге обеспечить:

  • повышение гибкости рынка труда, кадрового потенциала в соответствии с потребностями экономики области;
  • создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • увеличение миграционного притока населения и сокращение дефицита трудовых ресурсов;
  • высокую квалификацию и сохранение здоровья работников, а также защиту трудовых прав граждан.

IV. Реализация государственных контрольных функций в области содействия занятости населения

В 2017 году управлением продолжено проведение мероприятий по контролю за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных. В соответствии с утвержденным планом проведено 20 проверок центров занятости населения, по результатам выдано 9 приказов об устранении выявленных нарушений.

В соответствии с планом, согласованным с прокуратурой Липецкой области проверены 8 работодателей, по результатам проверок выдано 5 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о занятости населения. Составлено 4 протокола об административных правонарушениях по статье 19.7 Кодекса об административных правонарушениях. Мировыми судьями в установленном порядке приняты решения о назначении административных наказаний в виде предупреждений и административных штрафов.

Отчеты об исполнении выданных предписаний поступают в управление в установленные сроки с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений. Принятые меры позволили организовать в проверенных организациях своевременное представление необходимых сведений в органы службы занятости, обеспечить создание установленного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

V. Реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом»

В 2017 году в рамках Госпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» продолжилась реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» (Программа).

В рамках Программы область продолжила принимать: соотечественников из-за рубежа; соотечественников, имеющих разрешение на временное проживание (РВП) на территории области; граждан, вынужденно покинувших территорию Украины и получивших статус временного убежища (ВУ) на территории региона.

Информация по соотечественникам, прибывшим в Липецкую область в рамках Программы

За 2017 год в Липецкую область прибыло 3827 участников Госпрограммы (далее – УГП). С учетом членов семей – 6674 чел., в числе которых граждан трудоспособного возраста – 5191 чел. (78%), дети до 18 лет – 1079 чел. (17%), пенсионеры – 332 чел. (5%).

За отчетный период значительным был поток соотечественников из Украины, Молдавии, Узбекистана, Армении, Казахстана. На первом месте по выезду соотечественников стоит Украина.

По странам выезда соотечественники распределились следующим образом (УГП/с учётом членов семей): Украина - 975/1540, Молдавия - 810/1385, Узбекистан – 579/1006, Армения - 539/1014, Казахстан - 405/963, Таджикистан - 308/436, Азербайджан - 108/132, Киргизия - 73/141, Грузия - 13/14, Туркмения – 7/27, Израиль – 2/5, Латвия-4/4, Белоруссия 2/2, Польша 1/3, Литва 1/2.

В целом за период с 2007 по 2018 год Липецкая область приняла в рамках Программы 53071 тыс. человек, что способствует увеличению миграционного притока населения и сокращению дефицита трудовых ресурсов, являющиеся главными программными задачами, которые за отчетный период выполнены сверх установленных объемов.

Соотечественники обустраиваются во всех муниципалитетах области, но наибольшей популярностью пользуется г.Липецк, г.Грязи, г.Елец, Липецкий, Усманский, Лебедянский и Задонский районы.

Прибывшим соотечественникам в период до получения ими российского гражданства оказывается содействие в вопросах временного жилищного обустройства, предоставления услуг здравоохранения, социальной поддержки, службы занятости, образования за счет средств областного и федерального бюджетов.

Для временного жилищного обустройства семей переселенцев успешно функционирует областное казенное учреждение «Центр временного размещения соотечественников» (ЦВР), которое объединяет на праве оперативного управления 9 зданий гостиничного и квартирного типа. ЦВР востребованы соотечественниками. За 2017 год учреждение предоставило услугу по первичному обустройству и временному проживанию 1690 участникам Госпрограммы и членам их семей при запланированной норме 750 чел.

Из прибывших соотечественников 78% - это трудоспособные граждане, что означает достижение установленного показателя Программы (70%), отражающего привлечение в область трудовых ресурсов. Большинство трудоспособных соотечественников (более 70% участников Программы и членов их семей) выбирают для трудоустройства варианты самостоятельного поиска работы или самозанятости. При содействии службы занятости трудоустроено 322 человека (80%) из 405 обратившихся за данной услугой. Пособие в период поиска подходящей работы получали 47 человек, на профобучение было направлено 11 чел.

Для переселенцев предоставляется возможность трудоустройства на рабочие места, открытые вакансии (более 9 тыс.) которых имеются на рынке труда Липецкой области и ежемесячно размещаются на сайтах администрации Липецкой области, уполномоченного органа - управления труда и занятости.

В целом, на реализацию всех основных мероприятий Программы в 2017 году из средств областного и федерального бюджетов было выделено 36642,5 тыс.руб., израсходовано 35 998,6 тыс.руб. (98%).

VI. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, профессиональная ориентация населения, социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан

В течение 2017 года при содействии органов службы занятости на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено 1405 безработных граждан по 44 профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда.

Обучение осуществлялось в 41 профессиональной образовательной организации, в Лебедянском, Усманском и Чаплыгинском районах действовали 6 временных учебных пунктов, в которых проходили обучение 75 безработных граждан, 5 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Содействие занятости населения

В течение 2017 года направлено на обучение (переобучение) 147 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Обучение проводилось в 17 образовательных организациях области по 21 профессии и специальности.

Организовано профессиональное обучение 45 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность по профессиям: охранник, пользователь ПК, лифтер, оператор котельной, закройщик, машинист компрессорных установок и др.

Государственные услуги по профессиональной ориентации получили 47,2 тыс. человек.

Совместно с органами образования проводилась профориентационная работа с учащейся молодежью. Получили помощь в профессиональном самоопределении с учетом ситуации на рынке труда 21 тыс. несовершеннолетних граждан. Проведены ярмарки учебных мест для молодежи в гг. Елец, Липецк, Воловском, Данковском ,Грязинском, Долгоруковском, Краснинском, Лебедянском, Добринском, Елецком, Лев-Толстовском, Становлянском, Тербунском районах, в которых приняли участие 4,2 тыс. учащихся общеобразовательных школ.

Во всех городах и районах в целях социально-психологической адаптации безработных граждан действовали “Клубы ищущих работу” и курсы “Новый старт”. Обучились навыкам активного поиска работы 1478 безработных, длительное время испытывавших сложности с трудоустройством.

Услуги по психологической поддержке получили 1075 безработных граждан.

VII. Улучшение условий и охрана труда

В целях предупреждения профессиональных рисков и обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах в течение 2017 года осуществлялось государственное управление охраной труда, реализовывались мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465 и Законом Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений».

За отчетный период реализовывались 3 основных мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда», на реализацию которой предусмотрено 10372,9 тыс. руб.:


    1. Формирование единой политики в области охраны труда и социально-трудовых отношений, включая осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в сфере охраны труда и социально–трудовых отношений. Освоено 9479,22 тыс.руб. (99,54% от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).

    2. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и качества оценки условий труда работников. Освоено 302,28 тыс.руб. (94,46% от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы). В рамках реализации данного мероприятия управлением здравоохранения Липецкой области осуществлены закупки медицинского оборудования на сумму 300,00 тыс.руб.

    3. Информационно-методическое обеспечение и пропаганда охраны труда. Освоено 515,022 тыс.руб. (97,17% от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы). Было организовано проведение областного детского конкурса «Охрана труда глазами детей», 27 апреля 2017 года проведено заседание круглого стола, посвященного Всемирному дню охраны труда, продолжено обучение руководителей и специалистов государственных учреждений по вопросам охраны и безопасности труда в муниципальных районах, готовились информационные материалы, включая «Информационно-аналитический бюллетень по вопросам охраны труда и управлению профессиональными рисками за 2016 год».

Всего по подпрограмме «Улучшение условий и охраны труда» за 2017 год освоено 10296,668 тыс.руб. или 99,27% средств, выделенных из областного бюджета.

В рамках подпрограммы управлением труда и занятости Липецкой области проведено обучение по вопросам охраны и безопасности труда специалистов и руководителей государственных учреждений в Воловском, Долгоруковском, Данковском, Лев-Толстовском, Липецком и Чаплыгинском муниципальных районах. По итогам состоявшегося обучения 132 человека успешно освоили 40 - часовую учебную программу и прошли проверку знаний требований охраны труда за счет средств областного бюджета, что составило 100% от запланированных на 2017 год средств на обучение по вопросам охраны и безопасности труда руководителей и специалистов государственных учреждений.

Численность работников, прошедших обучение по охране труда за  2017 год

В целом, за 2017 год обучение по охране труда осуществлялось в 20 аккредитованных организациях, в которых обучено 6645 руководителей и специалистов, что на 84 человека больше, чем за аналогичный период 2016 года (2016 год - 6561 обученных).

Эффективность функционирования системы государственного управления охраной труда в значительной степени зависит от организации информационной поддержки. С начала текущего года в областных и местных средствах массовой информации опубликовано свыше 47 статей и информационных материалов по охране труда. Во всех районах области в целях предупреждения случаев травматизма, обеспеченности работников надлежащими условиями труда специалистами по охране труда оказывается информационно-методическая помощь обратившимся представителям работодателей, индивидуальным предпринимателям по вопросам улучшения условий труда.

В течение отчетного периода проводилась государственная экспертиза условий труда, которая служит эффективным инструментом контроля за качеством проводимой работы по специальной оценке условий труда, правильностью предоставления гарантий и компенсаций за вредные и (или) опасные условия труда. За 2017 год проведены 4 государственные экспертизы условий труда.

На территории области продолжена реализация проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». В нем приняли активное участие 118 организаций, из которых 72 получили сертификат доверия.

В соответствии с поручением в рамках постановления Администрации Липецкой области от 07.04.2017 г. №164 «Об итогах социально-экономического развития области, исполнении консолидированного бюджета области и областного бюджета за 2016 год и задачах на 2017 год» совместно с органами надзора и контроля в области проведена работа по обеспечению соблюдения норм трудового законодательства в вопросах охраны и оплаты труда, социальных гарантий работников. При этом вопросы охраны труда и состояния производственного травматизма регулярно выносились на заседания районных и областных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. За истекший период вопросы охраны труда были рассмотрены на 6-ти заседаниях областной трёхсторонней комиссии и двух заседаниях рабочих групп по охране труда трёхсторонней комиссии в марте и мае 2017 года. Кроме того, 26 декабря 2017 года, в дополнение к принимаемым мерам по сокращению производственного травматизма, было проведено заседание рабочей группы по охране труда областной трехсторонней комиссии с приглашением руководителей ПАО «НЛМК» и подрядных организаций, допустивших случаи производственного травматизма. В работе группы приняли участие представители органов государственной власти Липецкой области, государственной инспекции труда в Липецкой области, Управления Роспотребнадзора, профсоюзов, ГУ - Липецкого регионального отделения ФСС РФ и представители администраций муниципальных образований области.

(слайд 12)

В отчетном периоде произошло снижение количества несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом на 12% (в 2017 – 43 случая, в 2016 – 49 случаев). При этом количество несчастных случаев с тяжелым исходом снизилось на 24,32% (в 2017 году – 28 случаев, за 2016 год – 37 случаев). Число несчастных случаев со смертельным исходом увеличилось на 25% (2017 год – 15 случаев, в 2016 году – 12 случаев).

Наибольшее количество несчастных случаев произошло в г.Липецке (13 несчастных случаев с тяжелым исходом и 9 со смертельным исходом), и в Липецком районе (2 несчастных случая с тяжелым исходом и 3 со смертельным исходом).

Причинами несчастных случаев с тяжелым исходом являлись, прежде всего, неудовлетворительная организация производства работ, эксплуатация неисправных машин, механизмов, оборудования; недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда и др.

При этом, в 12 муниципальных районах области: Воловском, Долгоруковском, Данковском, Елецком, Задонском, Краснинском, Измалковском, Становлянском, Тербунском, Усманском, Хлевенском и Чаплыгинском - не допущено случаев травмирования работников.

За 2017 год в области зарегистрировано 49 лиц с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания. По сравнению с 2016 годом уровень профессиональной заболеваемости в целом снизился на 2,6% и составил 1,48 на 10 тыс. работающих.

Все случаи профессиональных заболеваний расследованы с составлением актов и разработкой мероприятий по их профилактике.

К положительным результатам исполнения в 2017 году мероприятий в сфере охраны труда, включая реализацию Закона Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений» можно отнести:

  • укрепление системы управления охраной труда на территории области;
  • усиление внимания работодателей к созданию условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
  • увеличение количества организаций, в которых проведена оценка условий труда и желающих возвратить финансовые средства (20% страховых взносов) из Фонда социального страхования РФ на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

Задачи на 2018 год

В целях повышения заработной платы:

  • достижение целевых показателей «дорожных карт» в части поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;
  • поэтапное приближение минимальной заработной платы работников бюджетного сектора экономики к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • проведение актуализации типовых отраслевых норм труда, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения.

Осуществлять реализацию:

  • Плана мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в Липецкой области;
  • Медиа-плана информационного сопровождения мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Липецкой области трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Липецкой области;
  • планов мероприятий «дорожных карт», направленных на развитие и повышение эффективности отраслей социальной сферы в Липецкой области;
  • мероприятий, направленных на достижение показателей: «Прирост высокопроизводительных рабочих мест, ед.», «Рост реальной начисленной заработной платы относительно уровня 2011 года,%»; «Удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников, %».

В 2018 году управлением провести не менее 32 проверочных мероприятий, из них 20 - в отношении центров занятости населения, 12 - в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по контролю за исполнением законодательства о квотировании рабочих мест.

В целях дальнейшего эффективного развития рынка труда и кадрового потенциала, обеспечение занятости населения и безопасных условий труда в 2018 году продолжить реализацию Государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области».

Продолжить реализацию подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом»; привлечь в регион не менее 2000 человек – участников Госпрограммы (4800 соотечественников с учетом членов семей).

Организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для 1000 безработных граждан, 120 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и 30 незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

Осуществлять реализацию переданных полномочий в области охраны труда в соответствии с Законом Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений».

Продолжить взаимодействие по осуществлению государственных полномочий с представителями органов государственной власти Липецкой области, территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, работодателями и профсоюзами, организациями, оказывающими услуги в области охраны труда, по осуществлению мероприятий в сфере охраны труда и снижению профессиональной заболеваемости и несчастных случаев травматизма на производстве.

Поручения в проект постановления администрации Липецкой области

1. Управлению труда и занятости Липецкой области совместно с органами исполнительной власти области:

  • продолжить реализацию мероприятий, направленных на развитие социального партнерства в сфере труда и обеспечение социальной стабильности в регионе.

2. Управлениям: образования и науки (Косарев С.Н.), здравоохранения (Шуршуков Ю.Ю.), культуры и туризма (Волков В.Г.), социальной защиты населения (Орусь С.А.) физической культуры и спорта (Дементьев В.В.) Липецкой области обеспечить по итогам 2018 года достижение целевых значений показателей, утвержденных в региональных «дорожных картах» на 2018 год в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 28 декабря 2012 года № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

3. Управлениям: инновационной и промышленной политики (Щедров А.И.) сельского хозяйства (Долгих О.В.), энергетики и тарифов (Соковых А.В.), строительства и архитектуры (Шамардин И.Н.), потребительского рынка и ценовой политики (Киреев Н.С.), дорог и транспорта (Елфимов В.И.), по делам печати телерадиовещания и связи, образования и науки (Косарев С.Н.), здравоохранения (Шуршуков Ю.Ю.), социальной защиты населения (Орусь С.А.) Липецкой области обеспечить проведение мониторинга: прироста высокопроизводительных рабочих мест в разрезе предприятий и организаций курируемой сферы деятельности и в целом по отрасли; темпа роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в отрасли.

4. Органам исполнительной власти области продолжить работу по внедрению системы нормирования труда в государственных учреждениях.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Липецкой области:

  • обеспечить по итогам 2018 года достижение целевых показателей «майских» указов Президента Российской Федерации в части поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений;
  • обеспечить по итогам 2018 года выполнение целевого показателя в рамках реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости;
  • продолжить работу по внедрению системы нормирования труда в муниципальных учреждениях.

Система Orphus