Сегодня четверг, 27 Апреля | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих



ГлавнаяСоциальная сфераТрудовые отношения

Труд и занятость


ИНФОРМАЦИЯ
об итогах работы управления труда и занятости Липецкой области за 2016 год

Социальное партнерство, трудовые отношения

В целях реализации государственной политики в сфере трудовых отношений проведен комплекс мер по совершенствованию системы социального партнерства, созданию благоприятных условий труда, обеспечению прав и интересов работающего населения, в том числе через развитие коллективно-договорных отношений.

Динамика коллективных договоров

Всего на 01 января 2016г. по области зарегистрировано 2290 коллективных договоров с охватом численности почти 248,5 тыс. человек. Охват коллективно-договороными отношениями сохранен на уровне прошлого года (67% от общего количества работающих по полному кругу предприятий).

Принимаемые меры способствовали сохранению социального мира в трудовых коллективах предприятий и организаций области и недопущению перерастания трудовых конфликтов и споров в крайние формы противостояния.

В течение 2016 года не зарегистрировано ни одного коллективного трудового спора.

Меры, осуществляемые в рамках развития кадрового потенциала и содействия обеспечению экономики квалифицированными кадрами в 2016 году, предусматривали вовлечение незанятого трудоспособного населения в экономику региона, в том числе через создание новых рабочих мест.

В течение 2016 года создано 12727 новых рабочих мест или 114% от прогнозного показателя. По оценке, численность незанятого населения по итогам 2016 года останется на прежнем уровне 124,0 тыс. чел. (2015 год – 123,7 тыс.чел.) по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области.

Численность трудоспособного населения

В 2016 году взаимодействие органов социального партнерства осуществлялось в рамках областной трехсторонней комиссии. Проведено 5 заседаний областной комиссии и 104 территориальных заседания, на которых рассматривались актуальные вопросы социально-трудовой сферы.

Осуществлялась реализация областного трехстороннего соглашения на 2015-2017 годы между администрацией области, Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей, 12 областных отраслевых, 50 территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений.

На предприятиях действуют 2290 коллективных договоров с охватом численности работающих 248,5 тыс. чел. или 65% от общего количества работающих по полному кругу предприятий.

Осуществлен комплекс мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала и мониторинг трудовых ресурсов:

  • подготовлен прогноз баланса трудовых ресурсов до 2019 года;
  • мониторинг внутрифирменной подготовки работников ряда крупных и средних предприятий.

Анализ мониторинга показал, что на ряде обследуемых предприятий (в том числе бюджетных) прошли обучение, аттестацию, повышение квалификации около 55 тыс. квалифицированных работников организаций. Финансовые затраты из различных источников (средства работодателей, федеральный, областной и муниципальный бюджеты) составили более 225146,2 тыс.руб.

Проведен мониторинг создания новых рабочих мест.

В целом по области в 2016 г. введено 12727 новых рабочих мест (или 114% от запланированного количества), из которых 3271 введено на крупных, средних и муниципальных предприятиях, 9456 – в сфере малого бизнеса, в том числе 3576 – это индивидуальные предприниматели с учетом наемных работников.

Во всех муниципальных образованиях количество созданных рабочих мест превысило плановые показатели, в т. ч. Краснинском (204%), Лебедянском (172%), Данковском (163%), Воловском (152%), Хлевенском (145%), Усманском (131%), Грязинском (123%) от годового прогноза.

Наибольшее количество рабочих мест традиционно создано в торговле 33% (или 4196 мест). На долю сельского хозяйства приходится 16% или 2082 места, обрабатывающих производств - 13% или 1646 новых рабочих мест, строительства – 9% или 1107 места, транспорта и связи и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг по 7% или 908 (927) рабочих мест соответственно, на все другие виды деятельности приходится 15% или 1861 место. Из всех введенных новых рабочих мест в сельской местности создано 38% или 4798 мест.


Социальное партнерство, трудовые отношения

Среднемесячная заработная плата в организациях Липецкой области (2010 – 2015 гг., 10 месяцев 2016 г.), руб.

Среднемесячная заработная плата

Осуществлялся ежеквартальный мониторинг и анализ показателей уровня оплаты труда в организациях муниципальных районов и городских округов области.

Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Липецкой области на 2015-2017 годы увеличен размер минимальной заработной платы работников, осуществляющих деятельность у работодателей внебюджетного сектора экономики, до 10336 руб., т.е. 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения за IV квартал предыдущего года (рост 104,6 %).

Для работников бюджетной сферы МРОТ в течении года увеличивался дважды:

  • с 1 января – 6204 руб. (рост 104,0%);
  • с 1 июля – 7500 руб. (рост 120,9%).

Вопросы повышения заработной платы регулярно рассматривались:

  • на заседаниях комиссии по контролю исполнения указов Президента Российской Федерации;
  • на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений граждан;
  • на заседаниях рабочей группы по мониторингу достижения целевых показателей.

С января 2016 года вступили в силу изменения в областной закон об оплате труда работников областных государственных учреждений в части увеличения должностных окладов работников учреждений здравоохранения на 20-40% за счет перераспределения выплат компенсационного и стимулирующего характера.

На заседаниях трехсторонних комиссий рассматривались отрасли, занимающие последние и предпоследние рейтинговые места в ЦФО по уровню среднемесячной заработной платы.

Информация об организациях, заработная плата в которых ниже минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом от 03.12.12 г. № 232-ФЗ и ниже минимальной заработной платы, установленной Региональным соглашением о минимальной заработной плате, направлялась в Государственную инспекцию труда в Липецкой области и прокуратуру области для организации внеплановой надзорно-контрольной деятельности.

В целях реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 годы (далее - Программы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года № 2190-р:

  • по итогам полугодий проводился мониторинг реализации Программы с дальнейшим предоставлением в Минтруд;
  • проводилась методическая работа по внедрению системы нормирования труда в учреждениях;
  • проводилась методическая работа по оформлению трудовых отношений с работниками организаций бюджетной сферы при переходе на «эффективный контракт».

Осуществлялся ежеквартальный расчет величины прожиточного минимума в Липецкой области с последующей подготовкой проекта постановления администрации области «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по области».

Проводился расчет одного из важнейших показателей уровня жизни – покупательная способность средней заработной платы трудоспособного населения, который показывает условное количество наборов прожиточного минимума. Информация о покупательной способности доводилась до муниципальных районов и городских округов.

Велся ежедневный мониторинг состояния задолженности по выплате заработной платы в разрезе территорий, отраслей и отдельных организаций. В случае необходимости, обеспечивался адресный контроль проблемных организаций.

Проводилась работа по реализации плана мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в Липецкой области. Усилены составы областной и районных межведомственных комиссий по легализации трудовых отношений граждан. Работа организована непосредственно под руководством первого заместителя главы администрации области Ю.Н. Божко, главы муниципальных районов и городских округов также взяли ситуацию под личный контроль.

Организована работа так называемых «мобильных групп» - проведение обследований хозяйствующих субъектов методом сплошной инвентаризации. Материалы результатов обследований направлялись в контрольно-надзорные органы области.

Разработан Медиа-план информационного сопровождения мероприятий по легализации. Во всех видах СМИ размещались информационно-разъяснительные материалы по проблемам нелегальной занятости, освещалась работа межведомственных комиссий, итоги адресной работы с «недобросовестными» работодателями, население региона на постоянной основе информировалось о телефонах «горячих линий», на которые можно обращаться в случае нарушения их трудовых прав.

В рамках работы, направленной на снижение неформальной занятости в регионе заключено Соглашение между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Липецкой области в 2016 г. Установленный Соглашением контрольный показатель - легализация 24599 человек из числа экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, не осуществляющих трудовую деятельность, выполнен на 107,8% (26518 чел.).

Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий за январь-октябрь – 25306 руб., темп роста к соответствующему периоду прошлого года составил 105,9%.

Покупательная способность трудоспособного населения увеличилась с 2,67 наборов прожиточного минимума за 10 месяцев прошлого года до 2,80 в текущем году.

Начиная с итогов 2015 года в качестве средней заработной платы в субъектах Российской Федерации используется показатель «среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)», формируемый в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2015 г. N 698 «Об организации федеральных статистических наблюдений для формирования официальной статистической информации о среднемесячном доходе от трудовой деятельности». Показатель формируется один раз в год.

Статистические данные за 2016 год согласно методике расчета показателя будут сформированы в апреле 2017 года.

Реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом»

В 2016 году в рамках Госпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области» продолжена реализация подпрограммы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом» (Программа).

В 2016 году в Программе участвовали: соотечественники из-за рубежа; соотечественники, имеющие разрешение на временное проживание (РВП) на территории области; граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие статус временного убежища (ВУ) на территории региона.

Процесс переселения по-прежнему характеризуется высокой активностью и за последние годы, в том числе и за 2016 год удалось достигнуть значительного увеличения количества соотечественников, переселившихся в регион.

Так, в 2016 году в Липецкую область прибыло 5459 участников Госпрограммы (УГП). С членами семей количество переселившихся составило 9961 человек, что в 2 раза больше прогноза. В трудоспособном возрасте – 7825 чел. (79%), дети до 18 лет – 1634 чел. (16%), пенсионеры – 502 чел. (5%).

В целом, за весь период действия региональной Программы (с 2007 года по настоящее время) Липецкая область приняла почти 22,8 тыс. семей или более 46,1 тыс. соотечественников, в том числе 15,4 тыс. детей, что способствует достижению главной задачи Программы – увеличению миграционного потока и улучшению демографической ситуации в регионе.

По странам выезда соотечественники распределились следующим образом (УГП/с учётом членов семей):

  • Украина - 1885/3259;
  • Молдавия - 1137/2025;
  • Узбекистан – 835/1466;
  • Армения – 492/1046;
  • Казахстан - 469/1097;
  • Таджикистан - 366/622;
  • Киргизия - 100/188;
  • Азербайджан - 145/215;
  • Грузия - 14/14;
  • Туркмения – 4/7;
  • Германия – 2/11;
  • Беларусь – 5/5;
  • Эстония – 1/1;
  • Испания - 1/1;
  • Сербия - 1/1;
  • США - 1/1.

Всего из УВМ УМВД России по Липецкой области с начала года поступило 6621 заявление соотечественников на участие в Госпрограмме. Из них 1862 заявлений подано гражданами Украины, в том числе 1414 заявлений поданы гражданами Украины, получивших «временное убежище» на территории области.

Из поступивших с начала года и с учетом остатка 2015 года заявлений (89 анкет) положительное решение на переселение принято по 5856 заявлениям, в том числе по 1849 заявлениям от граждан Украины, 2821 заявление имеет вариант самостоятельного трудоустройства.

Около 13% (830) заявителям отказано в переселении по причине отсутствия у соотечественников требуемой профессиональной квалификации, а также избранной переселенцем вакансии либо вакантных рабочих мест по имеющейся профессии (специальности).

Положительной динамике в реализации главной цели Программы способствуют предусмотренные соотечественникам дополнительные меры поддержки в период до получения ими российского гражданства, включающие содействие в вопросах временного жилищного обустройства (проживание в ЦВР), предоставление услуг здравоохранения, социальной поддержки, службы занятости, образования за счет средств областного и федерального бюджетов.

Из средств областного бюджета на реализацию мероприятий Программы фактически было выделено 23 345,8 тыс. руб. Из федерального бюджета 24 095,4 тыс. руб.

Развитие рынка труда и социальная поддержка безработных граждан

В 2016 году в службу занятости населения обратилось 40,6 тыс. чел. При содействии службы занятости трудоустроено на постоянную и временные работы 35,5 тыс. чел., из них 27,0 тыс. чел. – на постоянную работу. На общественные работы направлено 2,3 тыс. чел.

За 2016 год получили финансовую помощь на организацию собственного дела 92 безработных гражданина.

По состоянию на 01.01.2017 г. численность безработных составляла 3,3 тыс. чел., уровень безработицы – 0,6%.

В службе занятости числилось 8,0 тыс. вакантных мест.

Спросом на рынке труда области пользуются:

  • специалисты высшего уровня квалификации – 1,8 тыс. чел.,
  • специалисты среднего уровня квалификации – 0,8 тыс. чел.,
  • служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием – 0,2 тыс. чел.,
  • работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности – 0,7 тыс. чел.,
  • квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства – 0,2 тыс. чел.,
  • квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий – 1,9 тыс. чел.,
  • операторы производственных установок и машин, сборщики и водители – 1,1 тыс. чел.,
  • неквалифицированные рабочие – 1,0 тыс. чел. и др.

В 2016 году в службу занятости поступили сведения о предполагаемом высвобождении 4,0 тыс. работников, из них обратилось за содействием в трудоустройстве 3,3 тыс. чел.

Эти и другие меры, принимаемые администрацией области, управлением труда и занятости способствуют стабилизации показателей регионального рынка труда: на 01.01.2017 года уровень регистрируемой безработицы составил 0,6%, что ниже, чем по России Центральному федеральному округу.

Уровень регистрируемой безработицы

Коэффициент напряженности на рынке труда области составил 0,5 чел. на одну заявленную в службу занятости вакансию, по РФ – 0,9 чел., по ЦФО – 0,6 чел.

Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан, профессиональная ориентация населения, социальная адаптация и психологическая поддержка безработных граждан

В течение 2016 года при содействии органов службы занятости на профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование направлено 1655 безработных граждан по 51 профессии и специальности, пользующимся спросом на рынке труда.

Обучение осуществлялось в 48 профессиональных образовательных организациях, в Лебедянском и Усманском районах действовали 11 временных учебных пунктов, в которых проходили обучение 98 безработных граждан, 18 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и 5 пенсионеров.

В течение 2016 года направлено на обучение (переобучение) 253 женщины в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Обучение проводилось в 19 образовательных организациях области по 18 профессиям и специальностям.

Организовано профессиональное обучение 136 незанятых граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность по профессиям: автоматизация бухгалтерского учета с применением программы «1С: Бухгалтерия», водитель погрузчика, информационные технологии в менеджменте, оператор ПЭВМ, оператор котельной, пользователь ПЭВМ, лифтер, маникюрша, сестра медицинская, охранник и др.

Государственные услуги по профессиональной ориентации получили 44,3 тыс. человек.

Совместно с органами образования проводилась профориентационная работа с учащейся молодежью. Получили помощь в профессиональном самоопределении с учетом ситуации на рынке труда 16,1 тыс. несовершеннолетних граждан. Проведены ярмарки учебных мест для молодежи в г.г. Елец, Липецк, Воловском, Грязинском, Долгоруковском, Краснинском, Елецком, Лебедянском, Лев-Толстовском, Становлянском, Тербунском, Усманском, Чаплыгинском районах, в которых приняли участие 4,1 тыс. учащихся общеобразовательных школ.

Во всех городах и районах в целях социально-психологической адаптации безработных граждан действовали “Клубы ищущих работу” и курсы “Новый старт”. Обучились навыкам активного поиска работы 1415 безработных, длительное время испытывавших сложности с трудоустройством.

Услуги по психологической поддержке получили 1066 безработных граждан.

Улучшение условий и охраны труда

В целях предупреждения профессиональных рисков и обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах в течение 2016 года осуществлялось государственное управление охраной труда, реализовывались мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» и Закона Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений» в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие рынка труда и содействие занятости населения в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 16 октября 2013 года № 465.

За отчетный период реализовывались 3 основных мероприятия подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда» на финансирование которых в 2016 году было предусмотрено 10221,5 тыс. рублей:

  1. Формирование единой политики в области охраны труда и социально-трудовых отношений. Освоено 9019,22 тыс. рублей (97,69 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).
  2. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания и качества оценки условий труда работников. Освоено 300,00 тыс. рублей (93,75 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).
  3. Информационно-методическое обеспечение и пропаганда охраны труда. Освоено 657,84 тыс. рублей (98,27 % от предусмотренной на данное мероприятие годовой суммы).

Всего по подпрограмме «Улучшение условий и охраны труда» за 2016 год освоено 9977,06 тыс. рублей или 97,61 % от предусмотренной на данные мероприятия годовой суммы.

Обучение и проверку знаний по охране труда прошли 6561 руководитель и специалист, что на 32 человека больше, чем в 2015 году – (6529 обученных).

Динамика травматизма

Благодаря совместным действиям управления, администраций муниципальных образований, Государственной инспекции труда в Липецкой области, Федерации профсоюзов Липецкой области, прокуратуры Липецкой области и других заинтересованных структур в январе-декабре 2016 года наблюдается стабильная ситуация по смертельному и тяжелому травматизму.

В отчетном периоде произошло снижение тяжелых несчастных случаев на 9,76 % (в 2016 году – 37 случаев, в 2015 году – 41 случай). Количество смертельных несчастных случаев снизилось на 21,43 % (в 2016 году – 11 случаев, в 2015 году – 14 случаев).

За 2016 год в области зарегистрировано 58 лиц с впервые установленным диагнозом профессионального заболевания, по сравнению с 2015 годом уровень профессиональной заболеваемости в целом по области снизился на 6,2 % и составил 1,52 на 10 тыс. работающих.

Все случаи профзаболевания расследованы с составлением актов и разработкой мероприятий по их профилактике.

На территории области продолжена реализация проекта «Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей». В настоящее время 107 организаций приняли активное участие в реализации этого проекта. Выдано 63 «Сертификата доверия работодателю».

К положительным результатам реализации в 2016 году Закона Липецкой области от 08 ноября 2012 года № 88-03 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в области охраны труда и социально-трудовых отношений» можно отнести:

  • укрепление системы управления охраны труда на территории области;
  • усиление внимания работодателей к созданию условий труда, соответствующих требованиям охраны труда;
  • увеличение количества организаций, в которых проведена оценка условий труда и желающих возвратить финансовые средства (20% страховых взносов) из Фонда социального страхования РФ на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В рамках подпрограммы управлением труда и занятости Липецкой области совместно с заинтересованными органами исполнительной власти области, органами государственного надзора и контроля, Федерацией профсоюзов Липецкой области, администрациями муниципальных районов и городских округов, организациями в 2016 году были осуществлены такие мероприятия, как проведение областного детского конкурса на тему: «Охрана труда глазами детей», круглого стола, посвященного Всемирному дню охраны труда, ежегодной областной выставки средств индивидуальной защиты; обучение по вопросам охраны и безопасности труда в муниципальных образованиях области; издание информационно-аналитических бюллетеней по вопросам охраны труда и управлению профессиональными рисками за 2015 год.

Задачи на 2017год

Продолжить реализацию мероприятий, направленных на развитие социального партнерства в сфере труда и обеспечение социального мира. В целях повышения заработной платы предусмотрено:

  • поэтапное приближение минимальной заработной платы работников бюджетного сектора экономики к величине прожиточного минимума трудоспособного населения;
  • разработка Закона Липецкой области «О внесении изменений в Закон Липецкой области «Об оплате труда работников областных государственных учреждений» в части увеличения доли гарантированной части заработной платы;
  • проведение актуализации типовых отраслевых норм труда, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания населения;
  • обеспечение перехода на работу в условиях «эффективного контракта» в целях увязки уровня заработной платы каждого конкретного работника с результатами его работы, качеством оказываемых государственных (муниципальных) услуг.

Реализация:

  • Плана мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в Липецкой области;
  • Медиа-плана информационного сопровождения мероприятий по легализации трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Липецкой области трудовых отношений, снижению неформальной занятости, ликвидации задолженности по заработной плате в хозяйствующих субъектах Липецкой области;
  • Дополнительного соглашения к Соглашению № 15/2015 (л) от 26 марта 2015 года между Федеральной службой по труду и занятости и администрацией Липецкой области о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости в Липецкой области в 2017 г. (14955 человек).

Продолжить реализацию Программы «Оказание содействия добровольному переселению в Липецкую область соотечественников, проживающих за рубежом». Выполнение целевых показателей: 2000 участников Программы и 4800 членов семей.

В 2017 году планируется организовать профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование для 1000 безработных граждан, 120 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и 25 незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

Совместно с органами надзора и контроля принимать активное участие в реализации мер по обеспечению соблюдения норм трудового законодательства в вопросах оплаты и охраны труда, социальных гарантий работников. Держать на постоянном контроле вопросы сокращения производственного травматизма и прохождения работниками предприятий профилактических медицинских осмотров и вакцинации.


Система Orphus