Сегодня воскресенье, 11 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих



ГлавнаяЭкономикаЭкономика областиИтоги социально-экономического развития Липецкой области в 2009 году

Итоги социально-экономического развития Липецкой области в 2009 году


Итоги социально-экономического развития
Липецкой области в 2009 году


Основные показатели социально-экономического развития
Липецкой области за 2008-2009 годы

Итоги 2009 года свидетельствуют, что в результате реализации комплекса антикризисных мер, удалось достигнуть ряда позитивных показателей.

№ п/п Наименование показателей Факт 2008г. Факт 2009г. Темп роста, 2009г. в % к 2008г.
  Промышленность      
1 Индекс промышленного производства, в % 100,1 85,0 х
2 Индекс промышленного производства по видам экономической деятельности по полному кругу предприятий, в %      
Добыча полезных ископаемых 118,5 59,1 х
Обрабатывающие производства 99,9 84,9 х
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 100,8 91,2 х
3. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности, млрд.руб.      
Добыча полезных ископаемых 4,1 2,9 70,7
Обрабатывающие производства 317,5 228,8 72,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16,7 17,3 103,6
  Капитальное строительство      
4. Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб. (темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах) 81,5 83,6 91,9
  Ввод в действие:      
5. - общей площади жилых домов, тыс.кв.м 721,9 731,2 101,3
  Из общего объема:      
6. с участием ОГУП "Свой дом", тыс.кв.м 305 328,8 108,0
  Сельское хозяйство      
7. Объем производства продукции сельского хозяйства - всего, млрд.руб. ( темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах) 39,4 38,7 101,5
  Производство сельскохозяйственной продукции, тыс. тонн      
8. - зерно в весе после доработки 2913,4 2725,2 93,5
9. - сахарная свекла 1891,3 1780,4 94,0
10. - молоко - всего 296,4 286,0 96,5
11. - реализация скота и птицы на убой (в живом весе) - всего 166,5 177,7 106,7
12. - яиц - всего, млн.шт. 482,5 503,3 104,3
  Сфера услуг      
13. Объем оборота розничной торговли, млрд.руб. ( темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах) 93,4 104,4 100,0
14. Объем платных услуг, млрд.руб. ( темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах) 21,9 25,4 101,4
15. Объем бытовых услуг, млрд.руб. (темп роста к предыдущему году в сопоставимых ценах) 3,8 4,5 109,4
16. Грузооборот автомобильного транспорта (по крупным и средним предприятиям), млн.т км 683,5 624,9 91,4
17. Пассажирооборот, выполненный автомобильным транспортом общего пользования, млн.пасс.км 1306,1 1172,9 89,8
  Цены      
18. Индекс потребительских цен на товары и платные услуги (в процентах к декабрю предыдущего года) 116 108,7 х
19. - товары 114,9 108 х
20. - платные услуги 119,5 111,4 х
21. - бытовые услуги 120,9 109,8 х
  Уровень жизни населения      
22. Среднедушевой денежный доход населения в среднем за месяц, руб. 12274 14292 116,4
23. Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 108,3 104,5 х
24. Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 13527 14041 103,8
25. Задолженность по заработной плате, млн.руб. 36,7 18,1 49,5
26. Численность работающих по полному кругу организаций, тыс.чел. 399,6 387,4 97
27. Уровень безработицы, % 1,0 1,0 х

Липецкая область, по-прежнему, занимает ведущие места в рейтингах авторитетных международных и российских агентств, как среди регионов Центрального федерального округа, так и в целом в Российской Федерации.

Вернуться к списку

Рейтинги Липецкой области в 2009 году

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило рейтинги Липецкой области:

  • в иностранной валюте: долгосрочный BB

  • в национальной валюте: долгосрочный BB

  • по национальной шкале: долгосрочный АА- (rus)

  • в иностранной валюте: краткосрочный В

  • Прогноз по рейтингам "Стабильный"

Рейтинговым агентством "Эксперт РА" область признана лидером в создании благоприятного инвестиционного климата.

"Рейтинг инвестиционных рисков российских регионов 2008-2009гг.":

  ЦФО Россия
  • уровень интегрального риска
  • 1 1
  • уровень социального риска
  • 3 3
  • уровень криминального риска
  • 2 7
  • уровень законодательного риска
  • 3 12
  • уровень финансового риска
  • 2 9
  • уровень управленческого риска
  • 2 2
  • уровень экономического риска
  • 3 9

    По оценке Института региональной политики область вошла в число регионов-лидеров конкурентоспособности:

    • 4-е место по ЦФО

    • 14-е место по России

    В рамках Проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок" Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы:

    • 12-е место по России по прозрачности закупок

    По расчетам Программы развития ООН по индексу развития человеческого потенциала:

    • 7-е место по России

    В соответствии с анализом, проведенным Министерством регионального развития России, область вошла в число 8 регионов, где наиболее успешно реализуются антикризисные меры.

    В рамках Санкт - Петербургского общероссийского форума "Стратегическое планирование в регионах и городах России" область признана победителем общероссийского конкурса "Стратегические инициативы в антикризисных программах" в номинации "За усиление социальной защиты населения и поддержку рынков труда".

    Вернуться к списку

    Валовой региональный продукт

    По оценке в 2009 году объем валового регионального продукта составит 258,5 млрд.руб. с индексом физического объема - 95,5%.

    Основную долю в общем объеме ВРП (27%) занимает валовая добавленная стоимость, созданная в черной металлургии.

    На пищевую промышленность приходится 12% в составе ВРП. 11% и 8% всего валового регионального продукта обеспечили виды деятельности "оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования" и "сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", соответственно. Валовая добавленная стоимость строительства в ВРП равна 7%, транспорта и связи - 5%, машиностроения - 4%.

    В расчете на душу населения валовой региональный продукт составил 225,7 тыс.руб. (2008 год). Это соответствует 3 месту в ЦФО (после Москвы и Московской области) и 18 месту среди регионов РФ.

    Вернуться к списку

     

    Промышленность

    Доминирующим видом деятельности в промышленности является металлургическое производство.

    Отраслевая структура промышленного производства, в %

      2008 год 2009 год
    Виды деятельности, относящиеся к промышленному комплексу: 100 100
    Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 7
    Металлургическое производство 62 53
    Производство машин и оборудования 7 8
    Производство прочих неметаллических минеральных продуктов 3 2
    Производство пищевых продуктов 18 24
    Прочие производства 5 6

    Негативные тенденции, обозначившиеся в 2009 году под воздействием мирового финансового кризиса, повлияли на положительную динамику промышленного производства.

    Предприятиями области было отгружено продукции на сумму 249 млрд.руб., что составляет 74% от уровня 2008 года.

    В 2009 году увеличилось производство отдельных видов продукции: насосов центробежных - на 19%, ленты стальной холоднокатаной - на 39%, труб чугунных - на 18%, изделий из картона - на 8%, цемента - на 1%, отдельных видов швейных изделий - на 30%, цельномолочной продукции и сухих продуктов для детского питания - на 8%, муки и кондитерских изделий - на 6%, сахара из сахарной свеклы и безалкогольных напитков - на 5%, макаронных изделий - на 2%.

    В рамках действующих областных Законов и Программ предприятиям, в том числе включенным в Перечень организаций регионального значения, предоставлено право на государственную поддержку в виде гарантий администрации области, налоговых льгот, субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, обеспечения обязательств за счет залогового фонда области. Общая сумма средств, выделенных из бюджетов всех уровней, на эти цели в 2009 году, составила 6,4 млрд.руб., в том числе из областного бюджета - 4,5 млрд. рублей. В результате в экономику области привлечено 9,8 млрд. рублей инвестиций, создано около 2 тыс. рабочих мест.

    Продолжается работа по диверсификации экономики и выводу ее на инновационный путь развития. В условиях кризиса не уменьшается активность потенциальных инвесторов по организации новых производств в особых экономических зонах, как федерального, так и регионального уровней.

    В особой экономической зоне федерального уровня "Липецк" количество резидентов на начало 2010 года увеличилось до 17, объем привлеченных инвестиций составляет 52,4 млрд. рублей. На двух действующих предприятиях зоны произведено продукции на сумму 3,2 млрд. руб., в том числе в 2009 году - около 1 млрд. руб. В территориальный бюджет перечислено 57 млн. руб. налогов, в том числе в 2009 году - 25 млн. руб., создано 1,4 тыс. рабочих мест, в том числе в 2009 году - 307.

    Полностью сформирована инфраструктура, необходимая для обеспечения деятельности 1-й очереди резидентов ОЭЗ. Построены: железнодорожная ветка, подъездные пути, электростанция, газопроводы высокого давления, очистные сооружения, инженерные сети, водопровод, канализация, трансформаторные подстанции. На эти цели израсходовано более 5 млрд. руб., в том числе 1,6 млрд. руб. из областного бюджета.

    На территориях особых экономических зон промышленно- производственного типа регионального уровня зарегистрировано 11 участников с инвестиционным потенциалом около 22 млрд. руб., создано 185 рабочих мест (планируется создать более 2 тыс. новых рабочих мест).

    Подробнее о промышленности области >>

    Вернуться к списку

     

    Агропромышленный комплекс

    Доля агропромышленного комплекса в объеме валового регионального продукта области превышает 20%, в том числе сельского хозяйства - 8%.

    В рамках Доктрины продовольственной безопасности область не только полностью обеспечивает себя основными продуктами питания, но и осуществляет вывоз за пределы области.

    Производство хлеба и хлебопродуктов превышает внутриобластное потребление на 11%, куриных яиц - на 17%, зерна, картофеля, мяса свиней - в 1,6-1,8 раза, мяса птицы - в 2 раза, сахара - в 7 раз.

    За пределы области вывозится более 30% произведенного молока и молокопродуктов, 50% зерна, более 80% мяса и мясопродуктов, сахара и минеральной воды, 90% и более макаронных и кондитерских изделий, плодоовощных консервов.

    Показатели 2009 год 2009 в % к
    1998 г. 2005 г. 2008 г.
    Доля производства продукции АПК в ВРП, % 20 100 +3 п.п. +3 п.п
    - в том числе продукции сельского хозяйства 8 -3 п.п 100 100
    Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, % в том числе: 101,5 в 2,2 р 152 Х
    - растениеводство 100 в 2,6 р 156 Х
    - животноводство 104,2 в 1,7 р 142 Х
    Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки, и табака, % 93 в 5,5 р 122 Х
    Производство, тыс. тонн :        
    зерно (в первоначально оприходованном весе) 2871 в 2,3 р в 1,4 р. 93
    подсолнечник 73,5 в 3,3 р 1,7 р 149
    рапс 64 в 17 р в 4,3 р 77
    сахарная свекла 1781 в 2,6 р 107 94
    сахар 445,7 146 114 95
    в т. ч. из сахарной свеклы 303,5 в 3,3 р 131 106
    мясо 178 в 2,2 р 168 107
    молоко 286 76 84 96
    яйцо, млн. шт. 503,3 139 103 102
    Урожайность, ц/га:        
    зерно 37,6 в 2,3 р 113 95
    сахарная свекла 339 в 2,5 р 91 88
    Продуктивность дойного стада, кг на 1 корову 4425 в 2,1 р 127 104

    Успешная реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, своевременно принятых антикризисных мер позволили сохранить устойчивую динамику развития сельского хозяйства.

    В 2009 году объем валовой продукции сельского хозяйства возрос против 2008 года на 1,5% и составил 39 млрд. руб. По производству на душу населения (33 тыс. руб.) область заняла 6 место в РФ, 3 место - в ЦФО.

    Государственная поддержка селу в 2009 году превысила 2,8 млрд. руб., ею воспользовались более 2,5 тыс. сельхозтоваропроизводителей, включая малые формы хозяйствования. За период с 2006 года государственная поддержка в расчете на 1 тыс. руб. инвестиций в сельское хозяйство возросла более, чем в 2 раза.

    В земледелии продолжается курс на интенсификацию сельскохозяйственного производства с внедрением ресурсосберегающих технологий возделывания основных сельскохозяйственных культур.

    В 2009 году получен высокий урожай зерна - 2,9 млн. тонн, что на треть выше среднего показателя за предшествующие 5 лет. В 1,5 раза возросло производство подсолнечника, плодов и ягод, на 17% - картофеля.

    Урожайность зерновых составила 38 ц/га (в среднем по России - 24 ц/га), сахарной свеклы - 339 ц/га, (по России - 308 ц/га).

    Акцент направлен на развитие животноводства. В 2009 году завершено строительство и реконструкция 4 животноводческих комплексов и ферм, осуществлена реконструкция 2 птицеводческих хозяйств.

    Обеспечен прирост производства мяса на 7%, в том числе в сельхозпредприятиях на 11%, свинины - в 1,4 раза, мяса птицы - на 6%. В 1,4 раза увеличилось поголовье свиней.

    Продуктивность молочного стада составила 4,4 тыс. кг или 104% к 2008 году.

    Особое внимание уделяется созданию семейных молочных мини-ферм. В Хлевенском районе осуществляется реализация пилотного проекта стоимостью 1,2 млрд. руб. Введен молокоперерабатывающий завод мощностью 9 тыс. тонн цельномолочной продукции в год, завершается строительство 2 молочных мини-ферм по 150 голов каждая.

    Приоритетная роль отведена развитию малых форм хозяйствования, государственная поддержка которых достаточно обширна и предусмотрена по всем основным мероприятиям, что и для крупного агробизнеса: субсидирование процентной ставки по кредитам, предоставление льготных кредитов и займов, муниципальных залоговых фондов, и в 2009 году составила 63 млн. руб.

    В 2009 году в личных подсобных хозяйствах произведено 90% общего объема овощей открытого грунта, 80% картофеля, 50% плодов и ягод. На личных подворьях содержится почти 28% коров, 15% свиней, 84% овец и коз, произведено 19% мяса, 27% яиц, 34% молока.

    На конец 2009 года в области насчитывалось 52 сельскохозяйственных потребительских кооператива, из которых 9 - перерабатывающих, 35 -снабженческо-сбытовых, 7 - кредитных, 1 - животноводческий. Ими произведено продукции на сумму 26 млн. руб. или в 2 раза больше уровня 2008 года, у населения закуплено излишков на сумму 55 млн. руб. (в 5,5 раза), выдано 113 займов на сумму 82 млн. руб. (в 1,9 раза).

    Осуществляется создание, модернизация, техническое перевооружение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

    В результате по ряду пищевых продуктов сохраняется устойчивая динамика роста.

    Производство цельномолочной продукции, сухих продуктов для детского питания возросло на 8%, муки и кондитерских изделий - на 6%, сахара из сахарной свеклы и безалкогольных напитков - на 5%, макаронных изделий - на 2%.

    Ключевой задачей развития агропромышленного комплекса на 2010 год станет создание прочной экономической базы для сбалансированного комплексного развития подотраслей сельского хозяйства, ведения рентабельного производства, формирования информационной и логистической инфраструктуры по обеспечению агропродовольственного рынка.

    В перспективе необходимо сохранить переход пищевой и перерабатывающей промышленности на качественно новый уровень, способствовать стимулированию предпринимательской инициативы на модернизацию устаревших и строительство современных мощностей по производству продуктов питания. Это позволит поднять конкурентоспособность местных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках.

    Подробнее о сельском хозяйстве области >>

    Вернуться к списку

    Жилищное строительство

    В 2009 году в области построено и введено в эксплуатацию 731,2 тыс.кв.м жилья с ростом 101%, в том числе индивидуальными застройщиками - 496,1 тыс.кв.м. Ввод жилья на душу населения составил 0,63 кв.м, что превышает среднероссийский уровень - 0,42 кв.м.

    Продолжалась реализация областных жилищных программ, в рамках которых построено 382,1 тыс. кв.м. жилья, заключено 814 договоров с гражданами на 136,8 млн. руб. на строительство (приобретение) жилья. Государственная поддержка составила 365,3 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 78,3 млн. руб., областного - 287 млн. руб.

    В рамках реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" по федеральной целевой программе "Жилище" выдано 50 государственных жилищных сертификатов на сумму 63,2 млн.руб.

    В соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2009 году обеспечено жильем 40 семей, на что использовано 20 млн. руб. средств федерального бюджета.

    В исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2008г №714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" 100,6 млн. руб. средств федерального бюджета направлено на улучшение жилищных условий 110 ветеранов.

    Реализованы федеральные меры государственной поддержки граждан, получивших ипотечные жилищные кредиты.

    В области за реструктуризацией ипотечных кредитов обратилось 94 человека, сформировано 24 дела, из которых 19 гражданам выданы стабилизационные займы.

    Правом на досрочное использование материнского капитала для улучшения жилищных условий воспользовались 1060 человек, в том числе принято 957 положительных решений о направлении 246 млн. руб. на погашение ипотечных жилищных кредитов.

    В целях поддержки строительного комплекса в 2009 году реализован комплекс мер, направленных на привлечение средств федерального бюджета.

    На условиях софинансирования получены субсидии из федерального бюджета в сумме 95,4 млн. руб. на строительство школы и детского сада в микрорайоне "Университетский" г. Липецка. Из областного бюджета на указанные цели перечислено 94,2 млн. руб.

    В область поступили средства Государственной Корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 92,8 млн. руб. на реализацию областной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Липецкой области, на 2008 - 2009 годы, с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья". На условиях софинансирования из областного бюджета направлено 134,3 млн. руб.

    Подробнее о строительстве области >>

    Вернуться к списку

    Инвестиционная деятельность

    В экономику области за счет всех источников финансирования инвестировано около 84 млрд.руб., что почти в 3 раза превышает доходы областного бюджета. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП составила 36 %, что соответствует показателям интенсивно развивающихся индустриальных стран.

    Объем иностранных инвестиций превысил 330 млн. долларов США. Иностранные вложения, в основном, направлялись в обрабатывающие производства. Общий объем накопленных иностранных инвестиций на 01.01.2010 г. составил 12,3 млрд. долларов США.

    Подробнее об инвестиционных проектах >>

    Вернуться к списку

    Транспорт

    Область располагает развитой транспортной инфраструктурой, которая органично интегрирована в транспортную систему Российской Федерации. Современные автомобильные магистрали связывают областной центр со всеми сопредельными областями, а также с трассами федерального значения: Москва-Ростов, Москва - Волгоград. Протяженность автомобильных дорог - 7,7 тыс. км. По насыщенности автомобильных дорог общего пользования область входит в первую десятку регионов России.

    В 2009 году предприятиями автомобильного транспорта перевезено около 165 млн. человек, в том числе по социально-значимым маршрутам более 126 млн. человек.

    К услугам пассажиров предоставлено 526 автобусных маршрутов, в том числе: 168 - городских, 288 - пригородных, 70 - междугородных. Кроме того, для перевозки учащихся районных школ в области организовано 24 школьных маршрута.

    Обслуживают маршрутную сеть почти 1,7 тыс. единиц подвижного состава: 1499 автобусов, 118 троллейбусов, 64 трамвая, в том числе 1038 единиц маршрутных транспортных средств предприятий, осуществляющих социально-значимые перевозки.

    В целях создания условий по равной доступности автотранспортных услуг федеральным и областным категориям льготников, было предоставлено право на приобретение единых социальных проездных билетов, которых реализовано около 736 тыс. штук.

    В рамках реализации федеральной программы обновления парка автомобильной техники, используемой для перевозки пассажиров, и спецтехники на условиях софинансирования из федерального бюджета (85,5 млн.руб.) и бюджета области (37 млн.руб.) в область в 2009 г. поступил 61 автобус.

    Общая протяженность железнодорожной сети составляет 757 км. Территорию пересекают три железнодорожные магистрали, связывающие Москву с промышленными центрами юга России - Воронежем, Ростовом, Северным Кавказом и Донбассом, с Поволжьем, а также с западными городами: Орлом, Брянском, Смоленском. Крупнейшие узловые станции - Елец и Грязи.

    Пассажирооборот на железнодорожном транспорте превысил 737 млн. пассажирокилометров или 93% к уровню 2008 года.

    Ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и пенсионерам по возрасту предоставлено право льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения с оплатой 50% стоимости билета без ограничения числа поездок и маршрута следования.

    Воздушным транспортом в 2009 году перевезено почти 25 тыс.пассажиров, выполнено 1403 авиарейса.

    В рамках Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" проводились мероприятия по модернизации аэропорта "Липецк".

    Подробнее о транспорте области >>

    Вернуться к списку

    Потребительский рынок

    Несмотря на тенденцию к замедлению роста потребительских цен, снизился покупательский спрос населения, в определенной степени обусловленный уменьшением объемов потребительского кредитования. Оборот розничной торговли составил более 104 млрд. руб. (100%), общественного питания - более 3,2 млрд. руб. (86%), бытовых услуг - около 4,5 млрд. руб. (рост- 109%).

    Сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети. Их доля в структуре оборота розничной торговли составила 87%.

    Активизация работы по совершенствованию сети предприятий торговли позволила на 7% сократить объем продаж на розничных рынках, доля которых в обороте розничной торговли снизилась до 13%.

    Доля крупных сетевых компаний в обороте розничной торговли превысила среднероссийский показатель на 7 процентных пункта и составила 35% (по РФ- 28%).

    Кризисные явления в экономике определили изменение структуры оборота розничной торговли - увеличился удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия (42%).

    Сохранился рост инвестиционной привлекательности, что обусловило динамичное развитие инфраструктуры в сфере торговли и общественного питания. В области открыто 396 предприятий торговли и общественного питания. Обеспеченность населения области торговыми площадями увеличилась на 45 кв. м и составила 420 кв. м на 1000 жителей.

    Продажа товаров на 1 жителя в целом по области составила около 90 тыс. руб., по районам области - 57,5 тыс. руб. По данному показателю область является лидером среди областей Центрально-Черноземного района.

    Не теряет своей актуальности практика проведения розничных ярмарок. Проведено 24 областные ярмарки, в рамках Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве проведено 6 ярмарок в г. Москве.

    В 457 предприятиях розничной торговли, в том числе 331- в районах области, продолжает действовать, как антикризисная мера, реализация социально значимых продуктов питания с применением минимальных торговых надбавок и скидок пенсионерам и студентам.

    Эффективно осуществлялась поддержка торгового и бытового обслуживания жителей отдаленных и малонаселенных сельских поселений. На эти цели направлено из бюджета области более 16 млн. руб. Данная государственная поддержка позволила охватить торговым и бытовым обслуживанием все населенные пункты (840), не имеющие стационарной торговой сети.

    В целях обеспечения продовольственной безопасности региона путем насыщения потребительского рынка сельскохозяйственной продукцией местных товаропроизводителей, повышения мотивации труда сельского населения в истекшем году проводились мероприятия по стимулированию развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. На эти цели из консолидированного бюджета направлено около 29 млн. руб., в том числе из областного бюджета - 24,7 млн. руб.

    Это позволило 34 хозяйствующим субъектам провести ремонт и реконструкцию 29 объектов заготовительной деятельности (7 скотоубойных пунктов, 4 цехов по первичной переработке мяса и молока, 7 овощекартофелехранилищ, 2 пунктов для квашения и засолки, 8 приемозаготовительных пунктов, 1 склада животноводческого и вторичного сырья), приобретено более 30 единиц технологического оборудования, 31 единица специализированного автотранспорта.

    Подробнее о потребительском рынке >>

    Вернуться к списку

    Бытовое обслуживание

    Сфера бытового обслуживания, комплексно отражающая благосостояние населения, является одной из важнейших в обеспечении потребностей граждан в разнообразных видах услуг.

    В 2009 году открыто 165 объектов бытового обслуживания, в том числе 120 - в районах.

    Большое участие в развитии сферы бытовых услуг принимает малый бизнес, который способен гибко и своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, оживлять конкуренцию и содействовать решению проблемы занятости.

    На долю субъектов малого предпринимательства приходится 86% объема бытовых услуг области. Но при этом основная часть малого бизнеса приходится на города Липецк и Елец (88%).

    Объем бытовых услуг на одного жителя составил 3829 рублей, в сельской местности - в 2,8 раза меньше (1368 рубля).

    Вернуться к списку

    Цены и тарифы

    Индекс потребительских цен составил 108,7%, что ниже уровня 2008 года на 7,3 процентных пункта и на уровне среднесложившегося показателя по Российской Федерации (108,8%).

    В 2009 году сохранялась тенденция превышения темпов роста цен на непродовольственные товары по сравнению с темпами роста цен на продовольственные товары.

    В целях повышения доступности и снижения цен на медикаменты Правительством РФ внесены изменения в постановления, связанные с регулированием цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. В 2010 году будут установлены предельные оптовые и предельные розничные надбавки к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые важнейшие лекарственные средства.

    Вернуться к списку

    Страхование и банковская деятельность

    В настоящее время на территории области осуществляют свою деятельность 6 региональных страховых компаний и 31 филиал (агентства, представительства) страховых компаний других регионов Российской Федерации, 40 страховых компаний осуществляют деятельность, не имея своих представительств на территории области.

    Доля страховых услуг в валовом региональном продукте в 2009 году составила 1,9%, что соответствует уровню 2008 года.

    На территории области осуществляют свою деятельность структурные подразделения 52 российских банков и 2 региональных банка: ОАО "Липецкоблбанк", ОАО "Липецккомбанк".

    Общая сумма банковских ресурсов действующих кредитных организаций и филиалов увеличилась за 2009 год на 2,5% и составила около 77 млрд.руб. Ресурсная база банков формируется в основном за счет привлеченных средств (вклады граждан, депозиты юридических лиц).

    Кредитные вложения увеличились на 6,7% и превышают 73 млрд.руб. В экономику региона банками инвестировано 79,6% всего кредитного портфеля.

    Вернуться к списку

    Финансовое положение предприятий

    За 2009 год предприятиями и организациями области получен положительный сальдированный финансовый результат - прибыль в размере 46 млрд. руб., что составляет 45 % относительно уровня прошлого года. Прибыль снизилась по всем основным видам деятельности, кроме производства и распределения газа и воды, транспорта и связи.

    Доля прибыльных предприятий составляет 71,5 %.

    Улучшилось состояние расчетов предприятий. Наблюдается снижение дебиторской задолженности. Значительно сократилась кредиторская задолженность - на 9 млрд. руб. или на 13 %.

    Доля просроченной дебиторской задолженности уменьшилась с 7,6% до 3,6%, просроченной кредиторской - с 5,9 % до 5 %.

    Основная масса (70%) просроченной дебиторской задолженности формируется за счет задолженности покупателей и заказчиков.

    В структуре просроченной кредиторской задолженности большая часть (79%) складывается из задолженности перед поставщиками, 7% составляют обязательства перед бюджетами, 4,2% - по платежам в государственные внебюджетные фонды.

    Вернуться к списку

    Уровень жизни населения

    Важной задачей органов государственной власти является повышение уровня и качества жизни населения области.

    В докладе о развитии человеческого потенциала "Россия перед лицом демографических вызовов", подготовленном Программой развития ООН в 2008 году и опубликованном в 2009 году, отмечено, что область занимает 7 место в России по индексу развития человеческого потенциала.

    Несмотря на влияние мирового финансового кризиса, удалось обеспечить рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2009 году на 4,5%, среднедушевых доходов - на 16,4% (14292 руб.), пенсий - почти на 36% (5776 руб.).

    Превышение денежных доходов населения над расходами увеличилось по сравнению с 2008 годом на 9% и составило 26,1 млрд. руб.

    По сравнению с прошлым годом изменилась структура использования денежных доходов населения. Расходы на приобретение валюты уменьшились более чем на четверть, на покупку недвижимости - почти на треть. В то же время в 2,4 раза (7,3 млрд. руб.) увеличились сбережения в ценных бумагах и вкладах, что свидетельствует о восстановлении доверия населения к банковской системе.

    Удалось сохранить тенденцию роста заработной платы - 103,8% (14041 руб. )

    В результате принятых антикризисных мер задолженность по выплате заработной платы по сравнению с началом года снизилась в 2 раза и на 1 января 2010 г. составила 18,1 млн. руб., количество предприятий, имеющих просроченную задолженность, сократилось с 23 до 8. Численность работников, не получающих своевременно заработную плату, уменьшилась на 3,1 тыс. чел. и составила 1,2 тыс. человек.

    В течение года велась постоянная работа по внедрению отраслевых систем оплаты труда (ОСОТ) в бюджетной сфере. Фонд оплаты труда увеличен на 7,5% для всех бюджетных учреждений. В 2010 году будет продолжено совершенствование отраслевой системы оплаты труда для работников бюджетной сферы.

    В 2009 году пенсии повышались четыре раза. С 1 января 2010 года проведена валоризации пенсионных прав граждан. Численность пенсионеров области, получающих пенсию ниже величины прожиточного минимума, сократилась почти в 3 раза с 86 тыс. человек до 29 тыс. человек.

    С 1 января 2010 года производится социальная доплата к пенсии ниже величины прожиточного минимума. На эти цели из федерального бюджета в текущем году будет выделено 328,5 млн. руб.

    С 1 апреля 2010 года будут увеличены трудовые пенсии на 6,3 % и социальные - с 1 апреля на 12%, с 1 июля на 3,5%. В результате всех индексаций к концу 2010 года средний размер трудовой пенсии составит 8 тыс. рублей.

      Факт 2000г. Факт 2008г. Факт 2009г. 2009г. в % к 2008 г. 2009г. в % к 2000 г.
    Денежные доходы населения, млрд.руб. 26,2 171,7 199 115,9 в 7,6 раза
    в том числе          
    прирост денег на руках у населения, млрд.руб. 3,4 23,8 26,1 109 в 7,7 раза
    прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, млрд.руб. 0,8 3,1 7,4 в 2,4 раза в 9,1 раза
    расходы на покупку валюты, млрд.руб. 0,6 6,5 4,8 74 в 8 раз
    расходы на покупку недвижимости, млрд.руб. 0,3 6,5 4,6 71 в 15,3 раза
    Среднемесячный душевой денежный доход, руб. 1772 12274 14292 116,4 в 8 раз
    Среднемесячная заработная плата, руб. 1881 13527 14041 103,8 в 7,5 раза
    Средний размер пенсии, руб. 785 4257 5776 135,7 в 7,4 раза
    Реальные располагаемые денежные доходы населения, % 117 108,3 104,5 х в 2,4 раза
    Инфляция (среднегодовой индекс потребительских цен), в % 126,5 116,8 113,04 х х

    Несмотря на кризисные явления, все меры социальной защиты граждан были сохранены. На реализацию мероприятий по социальной защите граждан из бюджетов всех уровней направлено 4,2 млрд. руб., что на 6% больше, чем в 2008 году, в том числе расходы областного бюджета составили 3,4 млрд. рублей с ростом 101,3% .

    Объем социальных выплат малоимущему населению из бюджета области увеличился более чем на 13% и составил 1,4 млрд. руб.

    Показатели 2009 год Темп роста к 2008 году, %
    Социальная поддержка - всего, 2283,5 105,6
    из них помощь бедному населению 1418,5 113,3
    в том числе:    
    - адресная помощь малоимущему населению 198 129,5
    - ежемесячное пособие на детей из малообеспеченных семей 127,7 139
    - пособие на рождение третьего и последующих детей 45,6 129
    - льготы многодетным семьям 35,3 99,6
    - жилищные субсидии населению 510,2 93,2
    - льготы по оплате ЖКУ 567,3 128,4
    - ежемесячные денежные выплаты отдельным категориям граждан 516,1 92,9
    - прочие 283,3 96,5

    В результате принимаемых мер численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума осталась на уровне 2008 года - 120,1 тыс. чел., его доля в общей численности населения - 10,3% (2008 г. - 10,1%).

    Подробнее в разделе "Труд и занятость">>

    Подробнее в разделе "Соцзащита">

    Вернуться к списку

    Территориальное развитие

    В целях обеспечения сбалансированного территориального развития в 2009 году на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований направлены дотации в сумме 1,1 млрд. руб., на софинансирование приоритетных социально-значимых расходов бюджетов муниципальных образований перечислены субсидии в объеме 2,9 млрд. руб.

    Для развития собственной доходной базы муниципальных образований проработаны дополнительные возможности вовлечения неиспользуемого потенциала в экономический оборот в форме предлагаемых к реализации инвестиционных проектов.

    По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления 10 муниципальных образований, обеспечившие наивысшие показатели социально-экономического развития, получили гранты из областного фонда софинансирования расходов на общую сумму 6 млн. руб.

    Продолжалась работа по стратегическому планированию территорий. По состоянию на 01.01.2010 гг. Стратегические планы развития утверждены во всех муниципальных районах, городских округах и 125 поселениях области. В областном конкурсе на лучшую Стратегию поселения в 2009 году приняли участие 38 поселений из 15 муниципальных районов. В число победителей вошли 6 сельсоветов, которые получили дотации (гранты) из областного бюджета на общую сумму 784 тыс. руб.

    Вернуться к списку

    Версия для печати

    Возврат к списку

    Система Orphus