Сегодня среда, 26 Июня | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих













ГлавнаяЭкономикаОтраслиПотребительский рынок

Потребительский рынок


<< На страницу управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области

Итоги развития потребительского рынка за 2018 год и перспективы развития на 2019 год

Приоритетными целями и задачами Управления являются: сохранение стабильности на потребительском рынке, развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров, упорядочение и легализация розничной продажи алкогольной продукции, обеспечение ценовой и территориальной доступности товаров, улучшение торгового и бытового обслуживания населения, в том числе сельского, создание кооперативной товаропроводящей сети, направленной на развитие сельскохозяйственной кооперации, заготовительной деятельности, активизация ярмарочной деятельности в сельских поселениях области.

За 2018 год оборот розничной торговли составит 255 млрд. рублей с темпом роста 105,5 % в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. Удельный вес продаж на розничных рынках и ярмарках составил 5,8%, доля организаций и индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка – 94,2%.

Каждому жителю области продано товаров на сумму 221,7 тыс. рублей, в муниципальных районах – 280 тыс. рублей. Выше среднерайонного показателя оборот розничной торговли на душу населения сложился в Чаплыгинском (435,8 тыс.руб.), Грязинском (392 тыс.руб.), Усманском (364,6 тыс.руб.), Хлевенском (326,8 тыс.руб.), Добринском (329,8 тыс.руб.), Лебедянском (301 тыс.руб.) и Данковском (300 тыс.руб.) муниципальных районах. Самый низкий показатель, по-прежнему, в Елецком районе (83,9 тыс.руб.), что связано с близостью города Елец.

В структуре оборота розничной торговли в 2018 году удельный вес непродовольственных товаров составил 53,3%, что на 0,2 п.п. выше уровня аналогичного периода 2017 года. В группе продовольственных товаров наибольшим спросом пользуются товары повседневного спроса.

Доля оборота розничных торговых сетей в обороте розничной торговли Липецкой области за январь-сентябрь 2018 года составила 29,6%, что на 2,5% выше, чем за январь-сентябрь 2017 года.

Оборот общественного питания за 2018 год составит 7,3 млрд. рублей с темпом роста 104,2% в сопоставимых ценах к 2017 году. На душу населения оказано услуг общественного питания в размере 6,3 тыс. рублей (среднерайонный показатель – 6,0 тыс.руб.). Выше среднерайонного показателя оборот общественного питания на душу населения сложился в Грязинском (10,8 тыс.руб.), Хлевенском (10,4 тыс.руб.), Усманском (8,9 тыс.руб.), Чаплыгинском (7,8 тыс.руб.) и Лебедянском (8 тыс.руб.) муниципальных районах.

Объем бытовых услуг населению области за 2018 год составил 10,2 млрд.рублей, темп роста 103,2% в сопоставимых ценах к соответствующему периоду прошлого года. Каждому жителю области оказано бытовых услуг на сумму 8,9 тыс. руб., в муниципальных районах – 7,0 тыс.руб. Структура оказываемых услуг в последнее время не меняется. На долю бытовых услуг в структуре платных услуг приходится 16,4% (2 место после коммунальных услуг).

Инфраструктура потребительского рынка области в течение ряда лет имеет положительную динамику развития, совершенствуется материально-техническая база предприятий потребительского рынка, открываются новые предприятия. В январе-сентябре 2018 года в Липецкой области открыто 227 предприятий потребительского рынка, в том числе 158 – торговли, 26 – общественного питания, 43 предприятий бытового обслуживания.

В рамках работы по легализации трудовых отношений и увеличению заработной платы работникам отрасли Управлением проведено 32 заседаний рабочей группы по укреплению дисциплины оплаты труда, работе с убыточными организациями потребительского рынка Липецкой области.

На совещание были приглашены 956 руководителей предприятий сферы потребительского рынка, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня, из которых:

  • 458 увеличили заработную плату в среднем на 28%;
  • 21 находится в стадии ликвидации;
  • по 477 предприятиям, руководители которых проигнорировали приглашение к участию в совещаниях по укреплению дисциплины оплаты труда, работе с убыточными организациями потребительского рынка Липецкой области, информация направлена в Государственную инспекцию труда в Липецкой области и прокуратуру Липецкой области для принятия соответствующих мер.

В целом, заработная плата по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля» за январь-ноябрь 2018 года составила 24412 рублей, что на 2500 рублей (темп роста 111,4%) выше уровня 2017 года.

О предприятиях, нарушающих требования трудового законодательства, на официальном сайте Управления (www.liptorg-cp.ru) размещена соответствующая информация.

Для создания условий по обеспечению ценовой и территориальной доступности потребительских товаров и бытовых услуг для сельских жителей в 2018 году продолжена государственная поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих обслуживание сельских населенных пунктов в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» (далее – Программа).

Для реализации мероприятий подпрограммы 8 «Развитие торговли Липецкой области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» Программы из областного бюджета в 2018 году предусмотрена государственная поддержка на сумму 10,5 млн.руб.

Субсидии предоставлены на возмещение части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на приобретение автомобильного топлива для организации развозной торговли, сбора и доставки заказов сельского населения при оказании бытовых услуг, торгового и холодильного оборудования, оборудования для учета объема оборота алкогольной продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему, не находившегося в эксплуатации, для предприятий розничной торговли, расположенных в населенных пунктах с численностью проживающего населения не более 300 человек.

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов позволяет обеспечивать товарами жителей 647 населенных пунктов с общей численностью населения 34,5 тыс. человек и бытовыми услугами 258 населенных пунктов с общей численностью населения 113,2 тыс. человек.

Стимулирование развития заготовительной деятельности и создание кооперативных объектов сбыта сельскохозяйственной продукции

По данным администраций муниципальных районов по состоянию на 01 января 2019 года в заготовительную деятельность вовлечено 127 тысяч личных подсобных хозяйств, или 84,4 % от количества зарегистрированных.

Заготовительный оборот за 2018 год составил 6 961,1млн. руб. с темпом роста 174,5 % к уровню аналогичного периода 2017 года. Удельный вес получателей субсидий в общем заготовительном обороте составил 14% (976,8млн. руб.).

У граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, закуплено продукции на сумму 6 043,3млн. руб., что на 95,1% больше, чем за аналогичный период 2017 года. Доля закупок у ЛПХ составила 86,8 % в общем заготовительном обороте.

Практически полностью (свыше 90%) за счет закупок излишков продукции у населения формируется заготовительный оборот в Воловском, Грязинском, Добринском, Добровском, Долгоруковском, Задонском, Измалковском, Липецком и Усманском муниципальных районах.

В отчетном периоде заготовительными организациями закуплено 18120,9 тонн мяса, 35982,1 тонн молока, 26367,2 тонн картофеля, 17519 тонн овощей, 11937,3 тонн фруктов.

Среднерайонный заготовительный оборот в расчете на 1 сельского жителя составил 17,1 тыс.руб. Выше среднерайонного достигнуты показатели в 7 муниципальных районах: Грязинском, Добринском, Лебедянском, Усманском, Хлевенском и Чаплыгинском.

Менее чем на 7,5 тыс.руб. на 1 сельского жителя закуплено продукции в Лев-Толстовском и Становлянском муниципальных районах.

Заготовительный оборот на 1 сельского жителя за январь - декабрь 2018г.

Наименование муниципального района Заготовительный оборот, тыс. руб. Численность сельских жителей, тыс.чел. Закуплено сельхозпродукции на 1 сельского жителя, руб. Рейтинг
Воловский 716 597,2 18,4 38880 1
Грязинский 705 823,0 30,4 23242 2
Данковский 725 987,5 32,8 22113 3
Добринский 381 271,0 19,4 19704 4
Добровский 352 379,0 19,4 18152 5
Долгоруковский 578 202,9 33,9 17081 6
Елецкий 270 000,0 17,1 15797 7
Задонский 194 659,0 12,7 15353 8
Измалковский 332 912,0 22,1 15052 9
Краснинский 226 388,0 15,9 14281 10
Лебедянский 409 162,8 28,8 14 205,1 11
Лев-Толстовский 707 491,2 51,5 1 3 742,5 12
Липецкий 168 320,5 12,3 13 708,0 13
Становлянский 167 895,0 12,3 13 637,8 14
Тербунский 338 427,0 25,3 13 390,9 15
Усманский 308 861,9 23,7 13 044,8 16
Хлевенский 199 131,4 17,4 11 446,3 17
Чаплыгинский 177 570,1 16,7 10 607,5 18
ВСЕГО 6 961 079,5 409,9 16980  

Для стимулирования развития заготовительной деятельности в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» на 2018 год из областного бюджета предусмотрена государственная поддержка в сумме 7 млн.руб.

За 2018 год выплачены субсидии на возмещение части затрат, направленных на приобретение грузового автотранспорта, в том числе специализированного (для закупки, транспортировки и (или) розничной продажи сельскохозяйственного сырья и продукции) по заявкам Грязинского (919,6тыс.руб.), Липецкого (977,5 тыс.руб.),Добринского (678,6 тыс. руб.) и Задонского (380,7 тыс.руб.)муниципальных районов, на возмещение части затрат, направленных на приобретение оборудования по заявке Становлянского (72,8 тыс. руб.), Грязинского (42,9 тыс. руб.) муниципальных районов, на возмещение части затрат, направленных на приобретение упаковочных материалов по заявке Грязинского муниципального района (58,1 тыс. руб.), на возмещение части затрат, направленных на приобретение автомобильного топлива Грязинскому (38,9 тыс. руб.) и Лев-Толстовскому (11,6 тыс. руб.) муниципальным районам.

За текущий год сотрудниками Управления осуществлены выезды во все муниципальные образования области с обследованием сельских поселений районов, проведены беседы с главами сельских поселений, жителями и заготовителями.

Во исполнение подпрограммы 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года № 490, проводились мероприятия, направленные на создание кооперативной товаропроводящей сети:

  • в отчетном периоде дополнены и размещены на официальном сайте Управления «План мероприятий («дорожная карта») по взаимодействию региональных поставщиков с торговыми сетями»;
  • информационная карта по продвижению продовольственных товаров местного производства в торговые сети;
  • информационная карта для получения государственной поддержки сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;
  • информационная карта по регистрации товарного знака на продукцию, производимую кооперативами, условия и требования по реализации сельскохозяйственной продукции в организованных местах торговли.

На сайте управления всегда имеется актуальная информация для аграриев о свободных торговых местах на рынках, ярмарках и о свободных площадях, пригодных для организации магазинов, складов и павильонов.

В целях создания дополнительных возможностей для реализации выращенной сельскохозяйственной продукции на базе сайта Управления успешно функционирует электронная площадка «КООП48.РФ».

Рейтинг районов по количеству размещенных объявлений за 2018 год «КООП48.РФ»

№ п/п Наименование муниципального района количество опубликованных объявлений рейтинг
всего по району покупка продажа
1 Воловский 1191 328 863 4
2 Грязинский 494 124 370 16
3 Данковский 483 74 409 17
4 Добринский 748 105 643 13
5 Добровский 1736 39 1697 1
6 Долгоруковский 1168 40 1128 5
7 Елецкий 789 30 759 11
8 Задонский 763 235 528 12
9 Измалковский 922 66 856 10
10 Краснинский 1028 106 922 8
11 Лебедянский 1308 280 1028 2
12 Лев-Толстовский 550 119 431 14
13 Липецкий 944 127 817 9
14 Становлянский 1035 158 877 7
15 Тербунский 1065 93 972 6
16 Усманский 197 30 167 18
17 Хлевенский 500 42 458 15
18 Чаплыгинский 1219 738 481 3
  ВСЕГО: 16140 2734 13406  

За 2018 год открыто 77 торговых объектов по реализации местной сельскохозяйственной продукции, в том числе:

  • 6 торговых точек формата «магазин в магазине» по продаже мясной и молочной продукции в г. Липецк, Елец, Лебедянь и г. Чаплыгин;
  • 71 торговых предприятий по продаже мясной и овощной продукции в Грязинском, Данковском, Добринском, Добровском, Долгоруковском, Елецком, Измалковском, Краснинском, Лебедянском, Липецком, Становлянском, Тербунском, Чаплыгинском и Усманском районах, а также в г. Липецк.

В целях создания имиджа Липецкой сельскохозяйственной продукции как безопасной и высококачественной путем ее индивидуализации ведется активная работа по регистрации товарных знаков в 4 сельскохозяйственных кооперативах: «Авангард-М» (Долгоруковский район), «Пищевик» (Елецкий район), «ВВП 48» (Чаплыгинский район),ООО «Казанский луг» (Становлянский район).

На сегодняшний день организовано 6 сельскохозяйственных кооперативных рынков на территориях Данковского, Хлевенского, Долгоруковского, Усманского, Чаплыгинского и Добринского районов. В Добринском и Лев-Толстовском муниципальных районах планируются к открытию сельскохозяйственные кооперативные рынки, оформляются документы о приемке объектов в эксплуатацию. В с. Чернава Измалковского района закончено строительство здания рынка, функционирует открытая площадка. Гарантированные оборудованные торговые места для всех категорий продавцов: сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством (далее - сельхозпроизводители Липецкой области) для реализации выращенной сельскохозяйственной продукции имеются места на 8 универсальных, 6 сельскохозяйственных кооперативных и 5 сельскохозяйственных розничных рынках (всего - 9000 торговых мест).

В целях организации дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции для начинающих производителей Липецкой области, имеющих малые объемы производства, областное казенное учреждение «Агентство содействия развитию торговой деятельности» на постоянной основе проводит областные ярмарки.

За 2018 год организовано и проведено 297 областных розничных ярмарок, из них 137 - в сельских поселениях, где реализация продуктов питания осуществлялась по ценам ниже розничных на 12-30%, что позволило обеспечить ценовую и территориальную доступность необходимых товаров для жителей сельских населенных пунктов, включая отдаленные. В отчетном периоде проведены 67 тематических ярмарок. Местным товаропроизводителям, включая сельхозкооперативы, КФХ, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством, торговые места на областных ярмарках предоставлялись бесплатно в приоритетном порядке и без ограничения.

Совместно с органами местного самоуправления проведена работа по разъяснению преимуществ организации кооперативами собственных торговых точек.

Ценовая ситуация на рынке продовольственных товаров

В целях сохранения стабильной ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области специалистами ОКУ «Агентство содействия развитию торговой деятельности» (далее – Учреждение) в течение 2018 года осуществлялось проведение ежедневного мониторинга розничных цен на социально значимые продовольственные товары.

Маркетинговым обследованием были охвачены торговые предприятия во всех муниципальных районах и городских округах области. Обследовано 5469 объектов торговли, в том числе 5394 предприятий продовольственной группы товаров, из которых 330 (61,18%) в сельских поселениях. В число обследованных предприятий входят 125 предприятий торговли непродовольственной группы товаров, в отношении которых проведено информационно-аналитическое наблюдение (далее – ИАН).

Необоснованно высокий уровень цен выявлен в 1193 торговых предприятиях или в почти каждом 4-м торговом предприятии.

Специалистами Учреждения принимались различные меры по снижению цен. Большая часть руководителей магазинов (76%) в результате разъяснительной беседы снижала цены на месте, в 19% случаев цены были снижены после вызова руководителя в Учреждение, в 5% торговых предприятий цены снижены после проведения ИАН или вмешательства контролирующих и правоохранительных органов (ФАС, Прокуратура, Роспотребнадзор).

В результате проведенных мероприятий удалось снизить цены во всех выявленных случаях превышения.

В прошедшем году в Липецкой области запущен в работу «пилотный проект»- электронный сервис «Потребительский рынок Липецкой области»-online мониторинг цен (далее – Сервис), сформированный в виде интерактивной карты Липецкой области и размещенный на сайте управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области.

В целях внедрения данного проекта заключены соглашения о взаимодействии между Учреждением и администрациями всех муниципальных районов и городских округов Липецкой области. Также заключены соглашения о сотрудничестве со всеми сетевыми компаниями продовольственной группы, работающими на территории Липецкой области, магазинами потребительской кооперации, в том числе входящими в состав Липецкого областного союза потребительских обществ, шаговыми магазинами.

Это обеспечило участие в Системе электронного мониторинга цен на социальную группу товаров всех ведущих участников потребительского рынка Липецкой области и повысило доступность информации о ценах на социально значимые продукты для жителей области.

Использование Системы повысило эффективность мониторинга за счет оперативного выявления фактов превышения цен и выезда сотрудников на конкретные объекты для принятия мер реагирования.

По стоимости потребительской корзины (данные Росстата) Липецкая область в декабре 2018 года заняла 3 место среди 85 субъектов РФ и 2 место в ЦФО (где 1 место по рейтингу – самая низкая стоимость). Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в среднем по России составила 3989,17 руб., а по Липецкой области - 3350,86 руб., что на 638,31 руб. меньше.

По данным органов местного самоуправления специалистами Учреждения выстроен рейтинг городов и районов области по стоимости потребительской корзины. Так в декабре т.г. в тройку лидеров вошли Лебедянский район –1983,55 руб., Липецкий район – 2046,08 руб., Грязинский район –2195,05 руб. Последнюю строку рейтинга занимает Лев-Толстовский район – 2872,96 руб.

В 2018 году при проведении ИАН в отношении 146 хозяйствующих субъектов, реализующих продукты питания, при осуществлении деятельности которых были установлены нарушения, материалы направлены для принятия мер административного воздействия в управление Роспотребнадзора. В отношении 141 получены ответы о привлечении к административной ответственности.

Проведены ИАН в 78 торговых предприятиях промышленной группы в части соблюдения действующего законодательства при реализации детских товаров, одежды, обуви, меховых изделий, электрических лампочек и т.д. В отношении 11 хозяйствующих субъектов, где были выявлены нарушения, материалы направлялись в Управление Роспотребнадзора. К руководителям 10 торговых предприятий применялись меры административного взыскания в виде предупреждения или штрафа. В отношении ИП Горбуновой А.В. (г.Грязи), реализующей детские товары без соответствующих документов, подано исковое заявление в суд о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей. Деятельность ИП Горбуновой А.В. по реализации детских товаров была приостановлена Грязинским судом на 45 дней.

В течение года сотрудниками Учреждения проводились ИАН по благоустройству и доступной среде в торговых предприятиях во всех муниципальных районах и городских округах. Всего обследовано 5469 предприятий торговли. В отношении 315 хозяйствующих субъектов информация о выявленных нарушениях направлена в административные комиссии соответствующих муниципальных образований. По результатам рассмотрения административных дел на 203 хозсубъектов наложены административные взыскания в виде штрафов и предписаний об устранении нарушений. Устранили нарушения в добровольном порядке 95 хозяйствующих субъектов.

В целях пресечения необоснованного роста потребительских цен на мясо кур, картофель и капусту белокочанную по инициативе Учреждения прокуратурой Правобережного района г. Липецк были проведены проверки в сетевых предприятиях торговли, в которых приняли участие сотрудники Учреждения. В результате данных мероприятий ценовая ситуация была стабилизирована.

Вопросы исполнения Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года №560 и стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области находятся в Управлении на особом контроле.

Алкогольный рынок

В 2018 года алкогольный рынок Липецкой области формировали 294 юридических лица, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в 1503 торговых объектах.

За 2018 год отделом лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции было рассмотрено 397 заявлений, в том числе 12 на заготовку, хранение, переработку и реализацию черных и цветных металлов, в связи с чем отделом проведено 741 внеплановая выездная проверка на предмет соответствия объектов лицензионным требованиям.

В отчетном периоде переоформлено 174 лицензии, выдано 99, продлено 109, отказано в выдаче 15, приостановлено действие 8 лицензий. Через портал государственных и муниципальных услуг принято 389 заявлений, что составляет 97,9% от общего количества поступивших в отчетном периоде.

За совершение действий, связанных с лицензированием, взыскана государственная пошлина в размере 23 595 000 рублей.

Средний срок оказания государственной услуги составил 16 дней, что на четырнадцать дней меньше установленного регламентом срока.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» доля розничных организаций, подключенных к ЕГАИС, в общем объеме продаж алкогольной продукции составила 100%, что позволяет фиксировать в системе все факты реализации дублированной алкогольной продукции и продажи в запрещенные дни. По данным Федеральной службы Росалкогольрегулирования Липецкая область по рейтингу подключения к ЕГАИС и по эффективности государственного контроля продолжает удерживать свои позиции в тройке лидеров среди субъектов ЦФО.

В 2018 года Управлением проведено информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции в 1641 торговых объектах Липецкой области. В 36-ти случаях установлены нарушения в сфере оборота алкогольной продукции, а именно: розничная продажа алкогольной продукции без вскрытия потребительской тары и без оказания услуг общественного питания, розничная продажа алкогольной продукции без использования стационарного торгового оборудования, ненадлежащее оформление ценников на алкогольную продукцию, оборот алкогольной продукции промаркированной в нарушение требований законодательства Российской Федерации, оборот алкогольной продукции без лицензии. По данным фактам возбуждены дела об административном правонарушении в отношении ООО «Ликон», ООО «Ашан», ИП Климова В.Н., ООО «Скорпион», АО «Корпорация «ГРИНН», ООО «Стимул», ООО «Мардини», ООО «ДВИН», ООО «Маяк», ИП Коробов К.Д., ИП Мещерякова А.Ю., ИП Алексеев А.А., ООО «Метро кеш Энд Керри», ООО «Ника-Л», ООО «Спектр», ИП Кобызева Г.А., ООО «Элит Бутик», Новозадонское ПО, ООО «Орбита», ИП Аширов М.М.о., ИП Мирзоев М.Б.о., ООО «ЛИП-АЛКО», дважды в отношении ООО «Бастион», ООО «Торгсервис 36», трижды в отношении ООО ТД «Союз» и семь дел в отношении АО «Тандер». Изъято алкогольной продукции в количестве 448 бутылок.

В 2018 году произошло повышение реализации алкогольной продукции на 5,78% в абсолютном алкоголе, результатом чего стала работа, направленная на выявление и пресечение оборота нелегальной алкогольной продукции.

В 2018 году на территории Липецкой области деятельность по розничной продаже пива осуществляли 1156 хозяйствующих субъектов. Доля предоставленных деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции составила у лицензиатов 100%. Количество индивидуальных предпринимателей, представивших декларации по пиву и пивным напиткам к количеству организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных их представлять составило 97,1%.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции Липецкая область продолжает занимать лидирующие позиции.

За отчетный период отделом вынесено 16 предписания в отношении следующих лицензиатов: ООО «Водолей», ООО «Мини-маркет «Изумруд», ООО «Ника-Тур», ООО «Дубравское», ООО «Стимул», АО «Тандер», Хлевенское райпо, ООО «Премьер», ООО «Воронец Кооп», ООО «Прибытковское», дважды в отношении ООО «Орбита», ООО «Акватория», Становлянского райпо. Основанием для вынесения предписаний являлось окончание договоров аренды на обособленные подразделения. Все указанные лицензиаты, за исключением ООО «Орбита», исполнили предписания в установленный срок. В связи с тем, что ООО «Орбита» не выполнило предписание приказами Управления действия лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 22 ноября 1995г. № 171-ФЗ приостановлены.

Кроме того, в период действия приказов о приостановлении действия лицензий ООО «Орбита» осуществило реализацию алкогольной продукции, что в силу пп. 5 п. 3.1 ст. 20 Федерального закона № 171-ФЗ является основанием для аннулирования лицензии в судебном порядке. В связи с чем Управлением в Арбитражный суд Липецкой области подано заявление об аннулировании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Кроме того, за нарушения, являющиеся основанием для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в истекшем периоде приостанавливалось действие лицензий у ООО «Гурман», ООО «ТД «Союз», ООО «Маяк+». Материалы по данным лицензиатам вместе с заявлением об аннулировании лицензии направлены в Арбитражный суд Липецкой области.

В марте 2018г. отделом завершена работа по выявлению предприятий общественного питания не имеющих 2D сканеров для ЕГАИС.

С 1 января 2018 года введена дополнительная проверка при фиксации актов списания алкогольной продукции с обоих регистров остатков в ЕГАИС. В первую очередь это затронуло общепит, т.к. ранее предприятия общественного питания списывал реализованную алкогольную продукцию актом списания, без применения 2D сканера для ЕГАИС.

Также в марте отделом завершена работа по настройке и внедрению программного обеспечения по тестированию пилотного проекта ГИС ГМП. Теперь информацию о наличии у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии не уплаченного в установленный срок административного штрафа, назначенного за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющегося одним из оснований для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, можно получать в течение пяти дней, вместо тридцати затрачиваемых ранее.

Благодаря программе ГИС ГМП Управлением было установлено, что у ООО «Альфа Владимир» и АО «Тандер» имеются административные штрафы, назначенные за правонарушение в области оборота алкогольной продукции, которые в установленный законом срок не оплачены. В связи с чем действие лицензий на розничную продажу алкогольной продукции выданных ООО «Альфа Владимир» и АО «Тандер» приостановлено. Кроме того, за однородные нарушения в истекшем периоде Управлением приостанавливалось действие лицензий следующих лицензиатов: ООО «Сатурн», ООО «Калиныч», «ООО «Надежда». После приостановки действия лицензии административные штрафы указанными лицензиатами были оплачены в полном объеме.

Кроме того, за 12 месяцев 2018г. специалистами отдела выявлено 11 точек нелегальной скупки металлолома, информация о которых направлена в прокуратуру Липецкой области. После проведения совместных с прокуратурой и УМВД мероприятий 5 хозяйствующих субъектов обратились в Управление с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности по заготовке, хранению и переработке и реализации черных и цветных металлов.

В 2018 году отделом проведено 250 консультации по вопросам лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черного и цветного металлов.

Регулирование цен (тарифов)

В 2018 году к полномочиям управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области дополнительно включена государственная функция по установлению цен (тарифов) на услуги в транспортных терминалах и аэропортах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В рамках данных полномочий управлением установлены цены (тарифы, сборы) на услуги в аэропорту, оказываемые ОГКП «Липецкий Аэропорт» в количестве 7 ед.

По итогам 2018 года в сторону увеличения пересмотрены следующие цены (тарифы), всего 31 ед., из них:

  • тариф за перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Липецкой области на 2018 год и экономически обоснованный тариф на услугу по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемую АО «ППК «Черноземье» – 2;
  • тариф на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО «Промрегион групп» – 1;
  • тариф на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Лебедянский сахарный завод» – 1;
  • предельных максимальных цен кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного и индивидуального жилищного строительства на территории Липецкой области – 5 ед.;
  • средней стоимости путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания 7 дней и 21 день – 2 ед.;
  • регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении г.Грязи, Данков, Задонск, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин и городских округах г. Липецк и г.Елец – 16 ед.;
  • регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в границах Липецкой области – 4 ед.

Перечень сборов, взимаемые органами гостехнадзора приведен в соответствие с действующим законодательством, размеры сборов по заявлению инспекции гостехнадзора сохранены на прежнем уровне.

В соответствии с Законом Липецкой области от 27.03.2009 № 259-ОЗ «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» по итогам 4 квартала 2017 года, 1, 2, 3 кварталов 2018 года определена средняя стоимость путевки (питание, 21 день проживания, лечение) в санаторно-курортные учреждения Липецкой области (АО «Липецккурорт», санатории-профилактории «Парус» и «Сухоборье»).

Согласована стоимость услуг, предоставляемых по гарантированному перечню услуг по погребению на территории 2 городских округов, 6 городских поселений и 287 сельских поселений Липецкой области.

В целях приведения в соответствие с действующим законодательством нормативных правовых актов управления пересмотрен перечень сборов, взимаемых органами Гостехнадзора.

Кроме того, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством НПА приказом Управления от 13 июня 2018 года № 31-ц «О признании утратившими силу некоторых постановлений управления энергетики и тарифов Липецкой области» (опубликован в «Липецкой газете» № 114 от 16 июня 2018г.) постановление управления энергетики и тарифов Липецкой области от 04.04.2008г. №12/2 «О тарифах на услуги по оценке качества семян и посадочного материала сельскохозяйствнных культур, оказываемые филиалом ФГУ «Россельхозцентр» по Липецкой области» признано утратившим силу. Распоряжением администрации Липецкой области от 26 июня 2018 года № 336-р «О внесении изменений в распоряжение администрации Липецкой области от 9 июля 2010 года № 239-р «Об утверждении положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области» государственная функция по установлению цен и тарифов на платные услуги, оказываемые государственными семенными инспекциями Липецкой области исключена.

Кроме того, в связи с изменениями в федеральном законодательстве отменено государственное регулирование цен и тарифов на перевозки пассажиров и багажа такси.

Верховный суд Российской Федерации поддержал позицию управления в части установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в городе Липецке в зависимости от способа оплаты проезда посредством использования электронных транспортных карт и наличными денежными средствами в салоне транспортного средства.

Верховным Судом Российской Федерации было отказано в удовлетворении исковых требований АО «Северо-Кавказская ППК» (дело №А36-3565/2014) и АО «ППК Черноземье» (дело № А36-3440/2014, №А36-3491/2015, №А36-5019/2016) о взыскании убытков в размере более 650 млн. руб. из бюджета региона, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Липецкой области в 1 полугодии 2011 года, 2 полугодии 2011 года, 2012 году и 2013 году. Верховным Судом РФ не установлено оснований для пересмотра принятых по делам судебных актов и сделан вывод о недоказанности целесообразности и разумности затрат, которые были учтены АО «Северо-Кавказская ППК» и АО «ППК Черноземье» при определении истребуемых в виде убытков выпадающих доходов.

Арбитражный суд Липецкой области отказал в удовлетворении исковых требований АО «ППК «Черноземье» по делу № А36-13701/2017 о взыскании убытков из бюджета региона, возникших вследствие государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Липецкой области, в 2014 году.

Проведено полное (один день будний и один выходной) обследование пассажиропотока на сезонных садоводческих маршрутах в городах Липецк, Елец, Грязи, Лебедянь, Данков (23 маршрута).

В отчетном периоде рассмотрено 40 письменных обращений граждан, касающихся вопросов ценообразования. По всем поступившим обращениям граждан даны письменные разъяснения и приняты соответствующие меры.

Рынок лекарственных препаратов

В отчетном периоде Управлением проводилась работа по сохранению стабильной ситуации на фармацевтическом рынке области, предотвращению необоснованного роста цен на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, а также информированию населения региона о ценовой ситуации и ассортиментной доступности в аптечных организациях региона.

Данная работа организована по следующим направлениям:

  • систематический мониторинг ценовой ситуации на рынке лекарственных препаратов региона;
  • анализ порядка ценообразования на лекарственные препараты, реализуемые в аптечных учреждениях области;
  • освещение на сайте Управления результатов мониторинга ценовой ситуации и ассортиментной доступности лекарственных препаратов, не входящих в перечень ЖНВЛП;
  • проведение комплекса мероприятий, по вопросу порядка ценообразования в части снижения применяемых торговых надбавок, с руководителями аптечных учреждений, в которых определялись наиболее высокие розничные цены.

Установленные Управлением в соответствии с действующим законодательством размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты и сохранение стабильного уровня ценового сегмента на нерегулируемые их виды, позволили обеспечить ценовую доступность лекарственных препаратов для населения региона, в том числе социально незащищенного (пенсионеров, инвалидов и др. категорий граждан).

Всего в 2018 году проведено информационно-аналитическое наблюдение в 646 объектах.

В отчетном периоде проведено три совещания с представителями 39 сетевых аптечных организаций, осуществляющих розничную торговую лекарственными препаратами на территории Липецкой области, по вопросам применения ими торговых надбавок на лекарственные препараты, а также по вопросам ассортиментной доступности лекарственных препаратов в аптечных организациях региона.

По Липецкой области на 1 декабря 2018 года средняя розничная надбавка на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, составила 17,4%. Липецкая область в ЦФО занимает 4 место по уровню применяемых торговых надбавок.

Установленные региональные розничные надбавки на данную категорию лекарственных препаратов находятся в пределах от 12% до 23%. Липецкая область по установленным предельным надбавкам занимает среди 18 регионов ЦФО следующие позиции:

  • по уровню установленных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, стоимостью до 50 руб.: оптовые надбавки – 1 место, розничные надбавки – 3 место;
  • по уровню установленных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, стоимостью от 50 до 500 руб.: оптовые надбавки – 3 место, розничные надбавки – 2 место;
  • по уровню установленных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, стоимостью свыше 500 руб.: оптовые надбавки – 3 место, розничные надбавки – 5 место.

Управлением, в соответствии с поручением ФАС России, проведен анализ размеров оптовых и розничных надбавок, действующих в Липецкой области и их влияния на результаты финансово-экономического состояния оптовых организаций и розничных аптечных учреждений, осуществляющих реализацию ЖНВЛП в 2017 году.

Анализ проведен на основании документов и электронных шаблонов представленных от 33 хозяйствующих субъектов.

По результатам проведенного анализа, установлено, что в 2017 г. оптовые и розничные организации, осуществляющие реализацию ЖНВЛП, применяли при формировании цен на лекарственные препараты оптовые и розничные надбавки значительно ниже установленных.

Таким образом, действующие на территории региона торговые надбавки обеспечивают безубыточную работу хозяйствующих субъектов, в связи с чем управлением принято решение о сохранении установленных размеров предельных оптовых и предельных розничных надбавок на лекарственные средства, включенные в перечень ЖНВЛП.

Необходимо отметить, что Липецкая область по установленным предельным надбавкам занимает в ЦФО с 1 по 5 место, а наши надбавки являются одними из самых низких.

Версия для печати

Возврат к списку

Система Orphus