Сегодня среда, 7 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих



ГлавнаяЭкономикаОтраслиПотребительский рынок

Потребительский рынок


<< На страницу управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области

   

Итоги развития потребительского рынка за 2015 год и перспективы развития на 2016 год

Об итогах работы за 2015 год управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее – Управление) сообщает следующее.

Ситуация на потребительском рынке Липецкой области в 2015 году подверглась девальвации рубля, сопряженная с ростом инфляции, внесла коррективы в потребительские предпочтения. Все больше покупателей минимизируют крупные и дорогостоящие покупки, экономят и переориентируются на товары более дешевого сегмента. Дефицит источников роста платежеспособного потребительского спроса продолжает влиять на снижение темпов роста основных показателей, характеризующих развитие потребительского рынка области.

За 2015 год оборот розничной торговли по прогнозам Управления составил 215,9 млрд.руб., с темпом роста в фактических ценах к соответствующему периоду прошлого года на 108,9%. В сопоставимых ценах темп роста розничного оборота за отчетный период составит 93,3%. Удельный вес продаж на розничных рынках и ярмарках с начала года снизится на 1 п.п. (6,3%), на долю торгующих организаций приходится 93,7%.

Оборот розничной торговли в расчете на душу населения области за 2015 год составил 186,5 тыс. рублей. По муниципальным районам оборот розничной торговли на 1 жителя в среднем составил 190,7 тыс. руб.

Выше среднеобластного и среднерайонного показателей оборот розничной торговли на душу населения сложился в Чаплыгинском (285,6 тыс.руб.), Усманском (282,0 тыс. руб.), Грязинском (269,2 тыс.руб.), и Данковском (240,6 тыс.руб.) районах.

Самые низкие показатели по-прежнему остаются в Елецком (60,7 тыс.руб.) и Липецком (67,3 тыс.руб.) районах из-за их близкого расположения с городами Липецк и Елец.

В структуре оборота розничной торговли снизилась доля непродовольственных товаров с 56% в 2014 году до 54,7% в 2015 году, а в группе продовольственных товаров наибольшим спросом пользуются товары повседневного спроса.

Стратегия развития потребительского рынка в регионе нацелена на повышение качества обслуживания населения, прозрачности работы отрасли, создание репутации привлекательного бизнеса. Так, Липецкая область продолжает занимать лидирующие позиции в сферах торговли, общественного питания как по отношению к соседним регионам, так и в целом по стране. По объему оборота розничной торговли на душу населения за январь-ноябрь 2015 года среди областей Центрально-Черноземного региона 2 место, среди областей Центрального федерального округа Липецкая область на 4 месте, среди регионов РФ (85) – 20 место.

Доля оборота розничных торговых сетей в среднем по области за январь-сентябрь 2015 года составила 23,4% в общем объеме розничного товарооборота, что на 0,4 п.п. превышает показатели соответствующего периода предыдущего года (23,0%).

Введение санкций не внесло коренных перемен в оказание услуг общественного питания. Меню ресторанов и кафе пересмотрены в пользу блюд славянской кухни и здорового питания. Это позволило не только сохранить постоянных клиентов, но и обеспечить прирост объема оборота общественного питания за 2015 год на 3 процента (реализовано продукции на 6,4 млрд. руб.). Оборот общественного питания на душу населения составил 5,54 тыс. рублей (среднерайонный показатель – 5,58 тыс.руб.).

Выше среднерайонного показателя оборот общественного питания на душу населения сложился в следующих муниципальных районах – Хлевенском (7,0 тыс.руб.), Усманском (6,7тыс.руб.), Лебедянский (6,0 тыс. руб.), Грязинском (6,2 тыс.руб.).

Объем бытовых услуг населению области за 2015 год составил 8,8 млрд.руб. или 104,0% к соответствующему периоду прошлого года. Объем бытовых услуг на одного жителя в среднем по районам за 2015 год составил 4,8тыс.руб., среднеобластной показатель - 7,6 тыс.руб. Структура оказываемых услуг не претерпела существенных изменений.

Инфраструктура потребительского рынка области в течение ряда лет имеет положительную динамику развития, совершенствуется материально-техническая база предприятий потребительского рынка, открываются новые предприятия.

За 2015 год в области открыто 230 (в т.ч. 99 в сельской местности) предприятия торговли и общественного питания, 29 (16 в сельской местности) предприятий бытового обслуживания.

Для создания условий по обеспечению ценовой и территориальной доступности потребительских товаров и бытовых услуг для сельских жителей в 2015 году продолжена государственная поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих обслуживание сельских населенных пунктов в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» (далее – Программа). Для реализации мероприятий подпрограммы 8 «Развитие торговли Липецкой области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» Программы из областного бюджетав 2015 году оказана поддержка на сумму 13,0 млн.руб.

Так, муниципальным районам предоставлены субсидии на возмещение части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на приобретение:

  • автомобильного топлива для организации развозной торговли, сбора и доставки заказов сельского населения при оказании бытовых услуг(18 районов) -9 046,7 тыс.руб.,
  • грузового специализированного автотранспорта (автолавок, хлебных фургонов и автофургонов, предназначенных для перевозки принятых от населения заказов на бытовые услуги) –в сумме3953,3 тыс.руб.(8 районов –Воловский, Долгоруковский, Краснинский, Лебедянский, Тербунский, Усманский, Хлевенский, Чаплыгинский);

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов позволила обеспечить товарами жителей 656 населенных пунктов с численностью проживающего населения 33,7 тыс. человек и бытовыми услугами 468 населенных пунктов с численностью проживающего населения 155,0 тыс. человек.

В рамках Программы в четвертый раз проведен областной публичный конкурс «Лучшее предприятие розничной торговли». Количество участников, подавших заявки на участие в конкурсе увеличилось в два раза (с 44 предприятий в 2012 году до 84 в 2015 году). Основным критерием отбора участников конкурса в 2015 году стало качество обслуживания покупателей, легальность доходов и трудовых отношений, а также размер заработной платы. Победителями и призерами стали 18 предприятий розничной торговли.

На постоянной основе в рамках межведомственного взаимодействия ведется мониторинг легализации заработной платы, налоговых платежей в бюджет по налогу на доходы физических лиц налоговых агентов, осуществляющих деятельность на территориях муниципальных образований.

За 2015 год проведено 450 совещаний с хозяйствующими субъектами (предпринимателями и руководителями организаций), выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума или среднеотраслевого уровня.

Во всех 18 районах области с участием глав сельских поселений, с руководителями отраслей проведены совещания по проблемным вопросам потребительского рынка, в том числе соблюдения трудового законодательства, исключения фактов выплаты заработной платы в «конвертах», обеспечения работников социальными гарантиями и повышения заработной платы до среднеотраслевого уровня.

По результатам повторного мониторинга по исполнению решений совещаний (заседаний комиссий) в предприятиях потребительского рынка (до 90%) заработная плата работников приведена в соответствие с региональным Соглашением.

В рамках межведомственного взаимодействия по легализации заработной платы специалистами Управления совместно с инспекторами Государственной инспекции труда в Липецкой области осуществлены выезды в Данковский, Липецкий, Елецкий, Лебедянский, Измалковский, Становлянский районы, г.Елец, г.Липецк. Проверено 23 хозяйствующих субъекта. Из них 12 привлечены к административной ответственности за нарушение трудового законодательства. Трудовые отношения легализованы с 4 наемными работниками. Наряду с этим, для адресной работы в муниципальные образования направлялась информация о предприятиях, имеющих неформальную занятость.

В результате проводимых мероприятий заработная плата по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля» за январь-октябрь 2015 года по сравнению с началом 2015 года улучшила свой показатель на 5,7% п.п. и составила 17093,7 руб.

Работа по легализации заработной платы находится в Управлении на постоянном контроле.

По инициативе Управления в течение 2015 года проводились «Рейды чистоты» с участием СМИ для широкого информирования о результатах рейдов, как населения, так и руководителей предприятий потребительского рынка. Данное мероприятие направлено на повышение качества обслуживания населения и мотивацию руководителей предприятий отрасли в кратчайшие сроки привести предприятия потребительского рынка и прилегающие к ним территории в надлежащее состояние. В 2016 году работа в этом направлении продолжена.

В целях повышения престижа массовых профессий отрасли (продавцы, парикмахеры, повара и др.), обмена опытом работы, привлечения внимания работодателей к необходимости обеспечения возможностей для профессионального роста работников, повышения культуры обслуживания, по инициативе Управления проведены конкурсы профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди парикмахеров Липецкой области, два отборочных тура областного конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» среди продавцов сети «Покупайка», «Магнит», в 2016 году будет продолжено проведение отборочных туров с участием продавцов предприятий системы потребительской кооперации, магазинов «шаговой доступности» и других торговых сетей, заключительного этапа конкурса, а также конкурс среди официантов предприятий общественного питания.

Стимулирование развития заготовительной деятельности

По данным администраций муниципальных районов по состоянию на 01.01.2016г. в заготовительную деятельность вовлечено 57,7 тысячи личных подсобных хозяйств, или 35,3 % от количества зарегистрированных.

Отчетный период характеризовался повышением активности закупочной деятельности, что обусловлено высоким урожаем сельскохозяйственных культур. Заготовительный оборот за 2015 год составил 2382,9 млн. руб. с темпом роста 121,8 % к уровню 2014 года. Удельный вес получателей субсидий в общем заготовительном обороте составил 24,1 % (573,1 млн.руб.).

От граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, закуплено продукции на сумму 1830,2 млн. руб. или на 21,7 % больше, чем за 2014 год. Доля закупок у ЛПХ составила 76,8 % в общем заготовительном обороте по районам области, что соответствует показателям предыдущего года. Практически полностью (свыше 90%) за счет закупок излишков продукции у населения формируется заготовительный оборот в Грязинском, Добринском, Добровском, Долгоруковском, Задонском, Становлянском, Тербунском и Хлевенском муниципальных районах.

В отчетном периоде заготовительными организациями закуплено 8028,9 тонн мяса, 21988,1 тонн молока, 8888,2 тонн картофеля, 7656,3 тонн овощей, 8513,1 тонн фруктов. При этом основная доля картофеля (90,6 %), овощей (80,8 %) и мяса (75,8 %) закуплена у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Среднерайонный заготовительный оборот на 1 сельского жителя составил 5,8 тыс.руб. Выше среднерайонного достигнуты показатели в 8 муниципальных районах: Чаплыгинском (17,6 тыс.руб.), Лебедянском (10,7 тыс.руб.), Данковском (9,1 тыс.руб.), Елецком (8,4 тыс.руб.), Краснинском и Усманском (по 8,3 тыс.руб.), Добринском (7,3 тыс.руб.), Грязинском (6,2 тыс.руб.). Менее, чем 2 тыс.руб. на 1 сельского жителя закуплено продукции в Лев-Толстовском, Измалковском и Липецком муниципальных районах. В то же время следует отметить, что администрациями данных районов принимаются меры по активизации заготовительной деятельности. Наметилась тенденция к положительной динамике в Лев-Толстовском муниципальном районе, в котором заготовительный оборот возрос в 1,6 раза.

Для стимулирования развития заготовительной деятельности в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» на 2015 год из областного бюджета выделено 2,5 млн.руб. Субсидии в полном объеме распределены Добринскому, Липецкому, Становлянскому и Чаплыгинскому муниципальным образованиям для возмещения части затрат 5 субъектам предпринимательства, осуществляющим заготовительную деятельность и первичную переработку молока, картофеля и овощей. Данными субъектами предпринимательства инвестировано в заготовительную деятельность в 2015 году 5,3 млн.руб., на которые приобретено 4 единицы грузового автомобильного транспорта и 36 единиц технологического и холодильного оборудования.

Создание кооперативных объектов сбыта сельскохозяйственной продукции

Во исполнение подпрограммы 3 «Расширение рынков сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, производимых кооперативными предприятиями Липецкой области» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года № 490, проводились мероприятия, направленные на создание кооперативной товаропроводящей сети.

В отчетном периоде разработаны и размещены на официальном сайте Управления Реестр кооперативных торговых предприятий, план создания кооперативных торговых объектов на период до 2020 года, План мероприятий «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по взаимодействию региональных поставщиков с торговыми сетями и созданию сельскохозяйственных рынков в городах и районах Липецкой области, информационная карта по продвижению продовольственных товаров местного производства в торговые сети, информационные материалы по вопросам сбыта сельскохозяйственной продукции.

Оказано содействие в установлении договорных отношений по поставке продукции в торговые предприятия области кооперативу «Деревенские гостинцы» (Измалковский район). Несмотря на то, что данный кооператив прекратил деятельность, производство передано обществу с ограниченной ответственностью, которое продолжило выпуск молочной продукции под торговой маркой «Деревенские гостинцы».

Осуществлены выезды во все муниципальные районы области с целью ознакомления кооперативов, субъектов предпринимательства, населения с мерами государственной поддержки, оказываемой из областного бюджета для развития товаропроводящей сети.

В постоянном режиме проводился мониторинг наличия кооперативной продукции в предприятиях розничной торговли.

1403 предприятия розничной торговли во всех муниципальных образованиях Липецкой области имеют возможность реализации сельскохозяйственной продукции, в том числе 114 магазинов региональных торговых сетей. Все региональные торговые сети («Пролетарский», «Покупайка», «Хомяк», «Липка», «Подворье», «Каравай») испытывают потребность в местной сельхозпродукции и в приоритетном порядке рассматривают предложения всех товаропроизводителей независимо от организационно-правовой формы, включая население. Основной формой взаимодействия липецких товаропроизводителей с федеральными торговыми сетями, функционирующими на территории Липецкой области, является поставка сельхозпродукции на распределительные центры, располагающиеся в других регионах России. Управлением в августе-октябре 2015 года проведены три совещания, на которых руководители торговых сетей ознакомили представителей сельскохозяйственных потребительских кооперативов с условиями поставки сельхозпродукции в торговые предприятия.

Торговые места для реализации сельскохозяйственной продукции организованы во всех муниципальных образованиях области.

Согласно действующему Плану размещения розничных рынков на территории Липецкой области предусмотрена организация 26 розничных рынков, из которых 10 – универсальных, 4 – специализированных, 11 – сельскохозяйственных и 1 – сельскохозяйственный кооперативный. Управлением разработан проект нормативного правового акта, которым План размещения розничных рынков дополнен сельскохозяйственными кооперативными рынками в г.Данков, с.Долгоруково, с.Елецкая Лозовка Хлевенского района.

В Елецком, Измалковском, Становлянском и Тербунском районах рынки в 2015 году не функционировали. Во всех перечисленных районах выделены земельные участки для организации розничных рынков, однако у субъектов права пользования земельными участками отсутствуют финансовые средства, необходимые для обустройства земельных участков, строительства зданий и сооружений, необходимых для функционирования розничных рынков в соответствии с законодательством.

Для жителей муниципальных районов, на территории которых отсутствуют розничные рынки (Воловский, Данковский, Добровский, Добринский, Елецкий, Измалковский, Становлянский и Тербунский), в еженедельном режиме организованы муниципальные ярмарки. Органами местного самоуправления ведется работа по поиску инвесторов для организации розничных рынков.

В п.Лев Толстой Лев-Толстовского муниципального района построен и с апреля 2015 года начал работу в ежедневном режиме торговый комплекс рыночного типа, в котором 50 торговых мест выделено производителям сельскохозяйственной продукции.

В отчетном периоде сложная ситуация сложилась на розничных рынках в областном центре. Администрацией города Липецка не приняты достаточные меры по сохранению деятельности сельскохозяйственного рынка «Спутник» по ул.Союзная, универсального рынка «Сокольский» по ул.Заводская и специализированного рынка по ул.Космонавтов. На земельных участках, определенных для организации розничных рынков, продолжает осуществляться торговая деятельность, но без наличия разрешительных документов.

Гарантированные оборудованные торговые места для всех категорий продавцов: сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством для реализации выращенной сельскохозяйственной продукции имеются на 8 универсальных, 2 сельскохозяйственных кооперативных и 4 сельскохозяйственных розничных рынках (всего - 3384 торговых места), в том числе в:
г.Грязи, управляющая компания ООО «Рынок» (155 торговых мест),
с.Долгоруково, управляющая компания ССПК «Сельхозпродукт» (150 торговых мест),
г.Задонск, управляющая компания ООО «Торговый дом «Корзинка» (102 торговых места),
с.Красное, управляющая компания МУП «Красноебытсервис» (50 торговых мест),
г.Лебедянь, управляющая компания ООО «ГИТиС» (30 торговых мест),
г.Усмань, управляющая компания ООО «Усмань-рынок» (101 торговое место),
г.Чаплыгин, управляющая компания СССПоК «Рынок» (36 торговых мест),
г. Липецк (187 торговых мест),
г.Елец (2573 торговых мест).

В 2016 году будут сданы в эксплуатацию два новых сельскохозяйственных кооперативных рынка в Данковском и Хлевенском муниципальных района на 200 торговых мест.

В отчетном периоде в области работало 56 постоянно действующих ярмарочных и торговых площадок на 1700 торговых мест, предназначенных для реализации местной сельскохозяйственной и пищевой продукции, в том числе:
- на муниципальных ярмарках в:
с.Волово, организатор МУП ЖКХ Воловского муниципального района (30 торговых мест),
Грязинском районе, организаторы администрации сельских поселений (от 20 до 40 торговых мест еженедельно),
Данковскомрайоне, организатор Данковский РПС (30 торговых мест),
Добринскомрайоне, организатор Добринскоерайпо (14 торговых мест),
Добровском районе, организаторы администрации сельских поселений (от 20 до 30 торговых мест 2 раза в месяц),
Долгоруковском районе, организатор ИП Дунаев Ф.В. (96 торговых мест),
Измалковском районе, организаторы ООО «Сигма» и ББУК Афанасьевский ПЦКД (358 торговых мест),
г.Лебедянь, организаторы ООО «СервисУслуг», ИП Татаринов (189 торговых места),
Липецком районе, организаторы администрации сельских поселений (по 10 торговых мест на каждой ярмарке),
Тербунском районе, организатор ООО «Универсал» (50 торговых мест),
Хлевенском районе, организаторы ООО «Зеленая долина» (75 торговых мест), Хлевенскоерайпо (25 торговых мест), ООО «Самолет» (20 торговых мест),
г.Чаплыгин, организатор ССПоК «Рынок» (150 торговых мест),
г.Липецк (540 торговых мест);
- на сельскохозяйственных площадках «Торговые ряды» в Данковском, Добровском, Задонском, Елецком, Лев-Толстовском и Чаплыгинском районах (50 торговых мест).

Всего в 2015 году проведено около 12,7 тысяч муниципальных ярмарок.

В целях организации дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции для начинающих производителей Липецкой области, имеющих малые объемы производства, Управление приняло меры по активизации ярмарочной деятельности областного уровня.

Для расширения рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, производимой кооперативами, Управлением в течение 2015 года организовано и проведено 224 областные ярмарки, что на 48 ярмарок (или 27 %) больше, чем в предшествующем году. Ярмарочными мероприятиями охвачены все муниципальные образования, при этом в 36 сельских поселениях ярмарки состоялись впервые. За 2015 год в 100 сельских поселениях (без учета районных центров) организовано 132 областные ярмарки. Местным товаропроизводителям, включая сельхозкооперативы, КФХ, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, торговые места на областных ярмарках предоставлялись в приоритетном порядке, без ограничения.

Совместно с органами местного самоуправления проведена работа по разъяснению преимуществ организации кооперативами собственных торговых точек.

В 2015 году открыты кооперативные торговые объекты:

  • 1 магазин СПСК «РИК» в г.Грязи,
  • 3 магазина СПК «Кудрявщинский» в сельских населенных пунктах Данковского района,
  • 2 магазина СССППК «Экоферма-48» Липецкого района в г.Липецк,
  • 1 магазин СПССК «Фортуна» в с Тербуны,
  • 1 магазин ССПК «Хлевенский» в с.Хлевное,
  • 2 магазина СОПССПК «ВВП-48» в г.Чаплыгин и с. КривополяньеЧаплыгинского района,
  • павильоны СПССПК «Экоферма» в с.СухаяЛубна Липецкого района и ССПСПК «Мечта» в г.Усмань,
  • сельскохозяйственные ярмарки «Торговые ряды» в с.ПаниноДобровского района и с.Березовка Данковского района.

По состоянию на 01.01.2016 года продажа сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки, произведенных в сельскохозяйственных кооперативах области, осуществляется также в 110 стационарных объектах розничной торговли: 97 магазинах, 5 павильонах, 8 торговых точках формата «магазин в магазине».

Во исполнение постановления администрации Липецкой области от 27 июля 2015 года № 363 «О состоянии и мерах по улучшению социально-экономического развития Долгоруковского муниципального района» Управлением совместно с управлением экономики администрации Липецкой области, управлением сельского хозяйства Липецкой области, управлением по развитию малого и среднего бизнеса Липецкой области, администрацией Долгоруковского муниципального района разработан Комплексный план «ДОРОЖНАЯ КАРТА» развития кооперации в Долгоруковском муниципальном районе на 2015-2017 годы. Во исполнение данной «ДОРОЖНАЯ КАРТА» Управлением оказано содействие в организации сельскохозяйственного кооперативного рынка в с.Долгоруково. Прорабатывается вопрос об организации хранения картофеля и овощей в зимний период, пункта по убою и первичной переработке скота, а также разработаны дополнительные виды государственной поддержки кооперативов, имеющих намерение осуществлять заготовительную деятельность.

Управлением приняты меры по снижению административных барьеров при организации розничных рынков на территории Липецкой области.

Во исполнение Федерального закона от 31 декабря 2014 года № 492-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также в целях повышения предпринимательской активности, создания благоприятных условий для организации сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков Управлением разработан проект Закона Липецкой области от 06.04.2007 года № 35-ОЗ «О некоторыхвопросах, связанных с организацией розничных рынков на территории Липецкой области», предусматривающего отсрочку капитализации для розничных рынков данных категорий до 1 декабря 2020 года. Законом Липецкой области от 15 июня 2015 года № 412-ОЗ «О внесении изменений в Закон Липецкой области «О некоторых вопросах, связанных с организацией розничных рынков на территории Липецкой области» предлагаемые изменения внесены.

Постановлением администрации Липецкой области 29 июля 2015 года № 368 «О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 2 ноября 2012 года № 436 «Об утверждении основных требований к планировке, перепланировке и застройке рынков, реконструкции и модернизации зданий, строений, сооружений и находящихся в них помещений на территории Липецкой области» установлены послабляющие меры, направленные на стимулирование развития рыночной деятельности. К примеру, размер предельной минимальной площади для сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков снижен до 250 кв.м взамен ранее установленного в зависимости от места расположения рынка 500-2000 кв.м.

Снижение административных требований способствовало началу строительства трех сельскохозяйственных кооперативных рынков на территории Данковского, Долгоруковского и Хлевенского районов.

Управлением в 2015 году распределены субсидии, выделенные из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014 – 2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года №490, в сумме 5,0 млн. руб. в полном объеме.

Государственная поддержка оказана на возмещение части затрат, направленных на:

  • строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому животноводческому кооперативу «Данковский фермер» в сумме 2 млн. руб. (сумма затрат кооператива – 6,6 млн.руб.), сельскохозяйственному потребительскому снабженческо-сбытовому кооперативу «Лозовский» в сумме 1,4 млн.руб. (сумма затрат кооператива – 2,4 млн.руб.),
  • реконструкцию сельскохозяйственного кооперативного рынка снабженческо-сбытовому сельскохозяйственному потребительскому кооперативу «Рынок» в сумме 1,6 млн. руб. (сумма затрат кооператива – 2,9 млн.руб.),
  • приобретение и установку нестационарного торгового объекта для организации сельскохозяйственной ярмарки «Торговые ряды» с целью реализации продукции кооперативов администрации Березовского сельского совета Данковского муниципального района в сумме 56,4 тыс.руб. (сумма затрат – 80,7 тыс.руб.).

Ценовая ситуация на рынке продовольственных товаров

В целях стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области в 2015 году продолжалась работа по проведению ежедневного мониторинга розничных цен отдельные виды продовольственных товаров, государственное регулирование которых не осуществляется.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года №560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 года №778, работа по мониторингу цен осуществлялась в постоянном режиме (ежедневно, включая выходные дни, с участием областных СМИ, общественных организаций), в ходе которой проводилось обследование предприятий торговли различных форм собственности непосредственно в областном центре и на территории муниципальных образований области, включая отдаленные сельские населенные пункты. Результаты мониторинга освещались в СМИ и на сайте Управления.

Одновременно, на местном телеканале «Липецкое время» организована еженедельная телепрограмма в рубрике «Приценимся», в рамках которой жители региона информируются о конкретных предприятиях, где реализуются продукты питания, как по минимальным, так и по максимальным ценам, что способствует здоровой конкуренции между сетевыми компаниями и предоставлению возможности потребителям для оценки своих предпочтений в выборе товаров более низкого ценового сегмента.

В результате проводимых мероприятий по предотвращению необоснованного роста цен на продовольственные товары ценовая ситуация на потребительском рынке в 2015 году в целом оставалась стабильной, фактов резкого роста цен не отмечено.

Уровень средних потребительских цен на все социально значимые виды продовольственных товаров в Липецкой области по состоянию на 31 декабря 2015 года, согласно данным Федеральной службы государственной статистики, сложился ниже, чем в ЦФО.

По данным Федеральной службы государственной статистики и оценке Министерства экономического развития РФ с августа по ноябрь 2015 года Липецкая область по рейтингу средних потребительских цен на наиболее востребованные продукты питания сохранила свои позиции в пятерке лидеров среди 85-ти субъектов РФ.

К примеру, в ноябре 2015 года в Липецкой области самыми низкими были цены на картофель (12 руб./кг) и хлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной (27 руб./кг) или 1-ое место по рейтингу среди 85 субъектов Российской Федерации.

Средняя цена на сахар-песок в Липецкой области сложилась 47 руб./кг, что по рейтингу соответствует 4 месту среди 85-ти субъектов РФ, на свинину (кроме бескостного мяса) -231 руб./кг или 7 место по рейтингу, на макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта – 44 руб./кг или 7 место по рейтингу, на говядину (кроме бескостного мяса) – 273,05 руб./л или 8 место по рейтингу среди 85-ти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, в декабре 2015 г.среди 18 субъектов ЦФО из 40 наименований продовольственных товаров, согласно утвержденному перечню:

  • по семи наименованиям в нашем регионе средние потребительские цены стабильно были самыми низкими (1 место по рейтингу);
  • по тринадцати наименованиям Липецкая область занимала 2-3 места (1 место по рейтингу – самая низкая цена);
  • по восемнадцати наименованиям - 4-8 места.

Вопросы исполнения Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 года №560 и стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области находятся в Управлении на особом контроле.

Алкогольный рынок

В ходе проводимых мероприятий по исполнению Закона Липецкой области от 29.12.2012 г. №118-ОЗ «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», Управление достигло поставленных целей, а именно:

  • прекращена розничная продажа алкогольной продукции на расстоянии менее 50 метров от автостанций, железнодорожных станций, зон рекреационного назначения, в нестационарных торговых объектах;
  • значительно сократилось количество предприятий розничной торговли, расположенных в нежилых помещениях многоквартирного жилого дома, вход для покупателей в которые организован со стороны двора и (или) торца данного жилого дома, реализующих алкогольную продукцию;
  • внесены изменения в Закон Липецкой области «О регулировании вопросов, связанных с оборотом алкогольной продукции на территории Липецкой области», которым предлагается запрет на розничную продажу алкогольной продукции в предприятиях общественного питания, расположенных в нежилых помещениях многоквартирных жилых домов и на вынос в закрытой таре при розничной продаже алкогольной продукции в предприятиях общественного питания.

Данные нормы Закона способствует сокращению случаев распития алкогольных напитков в общественных местах, снижению объемов потребления алкогольной продукции жителями Липецкой области.

По состоянию на 1 января 2016 года алкогольный рынок Липецкой области формирует 454 юридических лица, имеющих государственную лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, что на 14,2% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, но количество торговых объектов увеличилось на 32% и составляет 1791.

В 2015 году отделом лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции переоформлено 125 лицензий, выдано 71, продлено 125, досрочно прекращено 22, приостановлено 15, отказано в выдаче 32, выдано предписаний об устранении нарушений условий действия лицензии 16, внесено в государственный сводный реестр 353. Через портал государственных и муниципальных услуг принято 3 заявления.

Средний срок оказания государственной услуги сократился и составил 25 дней. Проведение еженедельных консультаций способствовало сокращению отказов в выдаче лицензий. Основными причинами отказов является наличие налоговой задолженности на момент подачи заявления.

За совершение действий, связанных с лицензированием, взыскана государственная пошлина в размере 24,5 млн. рублей.

На рассмотрение в Арбитражный суд Липецкой области за оборот алкогольной продукции с поддельными федеральными специальными марками направлены 17 заявлений об аннулировании лицензий в отношении ООО «Удача», ООО «Липка», ООО «ЛимакТрейд»,ООО «Лимак Трейд», ООО «Хмель», ООО «ТД Ника», ООО «Сиреневый», ООО «Идеал», ООО «Подворье», ООО «Палар», ООО «Услада», ООО «Натали», ООО «ТриМ», ООО «ПКП Ласточка», ООО «Осенний сад», ООО «Продторг»,ООО «Агроторг».

Решением Арбитражного суда Липецкой области аннулированы 4 лицензии:ООО «Лимак Трейд» (г. Липецк), ООО «Хмель» (г.Липецк), ООО «Сиреневый» (г. Липецк), ООО «Идеал»(г.Липецк).

В рамках межведомственного электронного взаимодействия направлено 2428 запросов о сведениях, находящихся в распоряжении федеральных органов исполнительной власти, что на 17,9% больше по сравнению с 2014 годом.

С 01.01.2012 года на территории Российской Федерации установлен единый порядок декларирования объемов розничной продажи алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков. Управление ежеквартально осуществляет подробный анализ и контроль за предоставлением деклараций от организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции.

По данным Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, на территории Липецкой области деятельность по розничной продаже пива осуществляли 1743 хозяйствующих субъектов. Вместе с организациями, имеющими лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, представлять декларации обязаны 2213 хозяйствующих субъектов.

Количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представивших декларации к количеству организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных их представлять увеличилось и составило 94,3%.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции Липецкая область продолжает занимать первые – третьи места.Наполняемость ФГИС "База данных деклараций" рассчитана как отношение количества организаций и ИП представивших декларации об объеме розничной продажи алкогольной продукции к количеству организаций и ИП, обязанных их представить.

По фактам представления искаженныхсведений в декларациях об объемах розничной продажи алкогольной продукции, а также непредставления деклараций в установленный законодательством срок, в 2015 году Управлением по статье 15.13 КоАП РФ привлечено 886 хозяйствующих субъектов, общая сумма административного штрафа, поступившего в областной бюджет, составила более 4 млн. 12 тысяч рублей, 17 лицензиатам выданы предписания с указанием срока предоставления корректирующей декларации.

По информации управления в Федеральную службу Росалкогольрегулирования в отношении 5 оптовых организаций (ООО «Оптима-Л», ООО «Мега», ООО «БирМастер», ООО «Барс», ООО «Контур-Л», ООО «) возбуждены дела об административном правонарушении.

По итогам декларирования розничной продажи алкогольной продукциив розничной сети предприятий потребительского рынка Липецкой области населению реализовано 6 019,3 тыс. дал алкогольной продукции (65,7% региональными и 34,3% федеральными организациями торговли), в том числе:

  • водка и ликероводочные изделия,коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) 474,3 тыс. дал, что составляет 7,9% от общего объема реализации;
  • винодельческая продукция, шампанское, игристые вина 709,5 тыс. дал, что составляет 11,8% от общего объема реализации;
  • пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, слабоалкогольная продукция4 835,5 тыс. дал, что составляет 80,3% от общего объема реализации.

Повышение требований к условиям реализации алкогольной продукции, установленных федеральным и областным законодательством и принимаемые меры, направленные на снижение потребления населением области алкогольной продукции, привели к уменьшению объемов ее потребления с 2012 года на 14,94%.

Потребление алкогольной продукции в пересчете на душу населения, в абсолютном алкоголе по Липецкой области за 9 месяцев 2015 годасоставило 4,58л.

Более половины приходится на пиво и пивные напитки, слабоалкогольную продукцию– 2,09 л;

  • водка, ликероводочные изделия, коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) – 1,64 л;
  • винодельческая продукция, шампанское, игристые вина – 0,85 л.

Выше среднего областного показателя (в абсолютном алкоголе) - в г. Липецке (6,06 л), г. Ельце (4,75 л).

Наименьшее потребление (от 1,93 л до 2,47 л) в Долгоруковском, Елецком, Лев – Толстовском районах.

По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 л абсолютного алкоголя (безводного спирта) в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации.

По данным управления здравоохранения Липецкой области за 9 месяцев 2015 года отмечается увеличение количества умерших в результате злоупотребления алкоголем и его суррогатами по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%.

В рамках реализации Программы подпрограммы 9 «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014-2020 годы» Управлением совместно с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области еженедельно проводился мониторинг качества пищевой продукции.

На основании заключенного соглашения информацию о некачественной продукции управление направляет в Роспотребнадзор и широко информирует население по данному вопросу. Результаты мониторинга систематически публикуются в СМИ, Интернете и на сайте Управления. Сотрудниками управления Роспотребнадзора по Липецкой области рассмотрено более 3000 материалов, в том числе направленных Управлением, принимаются меры административного воздействия по отношению к производителям и продавцам некачественных товаров.

Для того, чтобы наш покупатель ориентировался в многообразном ассортименте продукции, знал и умел отстаивать свои права, а также с целью формирования навыков рационального потребительского поведения, информация по вопросам качества и защиты прав потребителей еженедельно транслируется на совместном проекте Управления и телеканала «Липецкое время» в телепередаче «Азбука качества».

Доля продукции не соответствующая требованиям качества и безопасности в 2015 году снизилась по сравнению к прошлому году на 21,4 % и составляет 10,6%. В результате принятых мер, производители, которые неоднократно нарушали требования технических регламентов (ОАО «Комбинат мясной Воронежский», ООО «Регионпродукт» в Саратовской области, ОАО «ЧаплыгинМолоко», Компания Юнимилк, ОАО «Краснинскиймолзавод», филлиал «Молвест» Воронежская обл., ООО ТД «Воронежская фруктовая компания», ЗАО «Агрокомбинат «Московский», г.Москва) в 2015 году начали осуществлять производственный контроль, дополнительно проводить испытания в независимых лабораториях, контролировать качество каждой партии готовой продукции.

Снижение доли некачественной продукции обусловлено обязательным информированием недобросовестных производителей и руководителей торговых предприятий о необходимости проверки качества предлагаемого товара и снятия с реализации некачественной продукции согласно ст.3 Федерального закона от 02.01.2000г. №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», а также п. 17 Правил продаж отдельных видов товаров, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г. №55.

За нарушение санитарных правил и требований Технических регламентов предусмотрена административная ответственность по ст.6.3, ст.14.7 ч.2, ст.14.43 КоАП РФ, должностными лицами управления Роспотребнадзора по Липецкой области составлено 427 протоколов.

В анализируемом периоде в результате мониторинга пищевой продукции выявлено 11 видов некачественной продукции в торговых предприятиях гипермаркета «ОКЕЙ», «Ашан», «Карусель», магазине «Липка», в торговом доме «Перекресток», супермаркете «Спар».

Особую обеспокоенность вызвала проблема реализации населению молочной продукции. Из 30 исследованных образцов в составе 6-ти (или 20%) были обнаружены отклонения по содержанию белка, кислотности влаги, жира. Производителями некачественной молочной продукции оказались:
ЗАО “Дмитровский молочный завод” Московская область
ООО “Курское молоко” г.Курск
ООО”Воронежросагро” Воронежская область (повторно)
ООО «ГринВилль» Липецкая обл., Усманский р-н
ООО«Чернавскиймолзавод»Липецкаяобл.,Измалковский р-н.

Выявленные нарушения при выработке продукции направлены в службу Роспотребнадзора для учета при проведении надзорных мероприятий.

Чтобы решить проблему реализации и использования пальмового масла при производстве молочных продуктов и конфет необходимо честно информировать покупателя о составе продукта на маркировке. Этого можно добиться в рамках существующих требований технического регулирования. ООО «Липецкий пищевой комбинат» вместо масла сливочного «Крестьянское» начал выпускать спред, информируя потребителей о составе продукта на упаковке.

За отчетный период Управлением проведены информационно-аналитические наблюдения (ИАН) за состоянием рынка алкогольной продукции в 800 торговых объектах Липецкой области, имеющих лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Доля проверенных лицензиатов на наличие нелегальной алкогольной продукции, в том числе с применением внезапного наблюдения (ИАН) составляет 90% . Факт реализации алкогольной продукции с поддельными марками выявлен в восемнадцати организациях.

Количество изъятой алкогольной продукции составило 188 л.

За указанные нарушения в области реализации алкогольной продукции по ст. 15.12 КоАП РФ оплачено штрафных санкций в размере 520 тыс. руб.

Регулирование цен (тарифов)

За 2015 год количество утвержденных цен (тарифов) составило – 909, из них:

  • средняя стоимость путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря со сроком пребывания 7 дней и 21 день – 2;
  • тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным маршрутам (за исключением муниципальных предприятий) в с.Тербуны, п. Добринка, с. Доброе, с. Измалково, с. Становое – 5;
  • тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении (за исключением муниципальных предприятий) в г. Ельце, г. Лебедяни, г. Чаплыгине, г. Грязи, г. Задонске, г. Данкове г. Липецке – 7;
  • тарифов на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО «Липецкснабсбыт, ОАО «Лебедянский сахарный завод», ООО «Огнеупорстрой-Липецк», ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания» - 4;
  • тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении, по внутриобластным, межобластным маршрутам – 5;
  • индексов корректировки цен на товары, работы, услуги -70.

Согласованных тарифов по гарантированному перечню услуг по погребениюсоставило – 162.

Отказано в установлении тарифов 11 хозяйствующим субъектам в связи с экономической необоснованностью представленных расчетов.

Проведенной Управлением работой удалось предотвратить необоснованное повышение регулируемых видов тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях, по средней стоимости путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря.

В отчетном периоде рассмотрено66 письменных обращений жителей области, касающихся вопросов ценообразования.

По всем поступившим обращениям жителям областного центра и районов области даны письменные разъяснения и приняты соответствующие меры реагирования.

Продукты для детского питания.

В результате регулирования цен (утверждение предельных размеров оптовых и предельных розничных надбавок) на продукты для детского питания в отчетном периоде в области ценовая ситуация по данным товарам оставалась стабильной.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики в Липецкой области средние потребительские цены на продукты детского питания в 2015 году были ниже уровня, сложившегося в ЦФО и в целом по РФ.

По рейтингу средних потребительских цен на продукты детского питания в декабре2015 года среди областей ЦФО Липецкая область занимала:

  • на смеси сухие молочные – 1 место (630,37 руб./кг; по ЦФО – 739,96 руб./кг;поРФ–791,2 руб./кг);
  • на консервы фруктово - ягодные – 2 место (255,63 руб./кг; по ЦФО – 365,61 руб./кг;поРФ – 343,21 руб./кг)
  • на консервы овощные – 3 место (341,27 руб./кг; по ЦФО – 426,91 руб./кг; поРФ – 414,73 руб./кг).

При определении рейтинга 1 место – самые низкие цены.

Грамотный экономический подход, используемый при определении торговых и оптовых надбавок к отпускным ценам производителей продуктов для детского питания, реализуемых на потребительском рынке Липецкой области, позволил обеспечить их ценовую доступность и стабильность низкого ценового диапазона уровня розничных цен.

Рынок лекарственных препаратов.

В 2015 году Управлением проводилась работа по сохранению стабильной ситуации на фармацевтическом рынке области и предотвращению необоснованного роста цен на лекарственные препараты, государственное регулирование которых не осуществляется. Данная работа организована по следующим направлениям:

  • систематический мониторинг цен;
  • анализ порядка ценообразования на лекарственные препараты, реализуемые в аптечных учреждениях области;
  • активизация мероприятий в части минимизации применяемых торговых надбавок руководителями аптечных учреждений, в которых определялись более высокие розничные цены.

По данным Федеральной службы государственной статистикиуровень средних потребительских цен в декабре 2015 года по 39 (из 50) наименованиям лекарственных препаратови изделий медицинского назначения сложился не выше, чем в Центральном федеральном округе и РФ.

По рейтингу средних потребительских цен из 50 наименований лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения Липецкая область по 31 наименованию занимала 1-10 места среди 18 областей ЦФО. При определении рейтинга 1 место – самые низкие цены.

Установленные Управлением, в соответствии с действующим законодательством, размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) и сохранения стабильного уровня ценового сегмента на нерегулируемые их виды, позволили обеспечить ценовую доступность лекарственных препаратов для населения региона, в том числе социально незащищенного (пенсионеров, инвалидов и др. категорий граждан).

Взаимодействие с предприятиями перерабатывающей промышленности

С целью недопущения необоснованного повышения цен на социально-значимые продукты питания, оперативного сбора информации, а также подготовки предложений по совершенствованию порядка ценообразования на группы товаров, производимые хозяйствующими субъектами агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности, Управлением проводится анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий перерабатывающей промышленности в рамках возложенных функций.

С марта 2015 года проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности и формирования цен на выпускаемую продукцию (по цепочке от стоимости поставки сырья сельхозпроизводителями до розничной цены потребителя) десяти предприятий перерабатывающей промышленности региона, из них:

  • 2 предприятия по производству яйца куриного – ООО «Липецкптица» и птицефабрика ООО «Дмитриевская»;
  • 7 предприятий молочной перерабатывающей промышленности - молочного комбината «Липецкий» АО Компания «Юнимилк», входящего в Группу компаний «Данон», ООО «Чаплыгин Молоко», ООО «Лебедяньмолоко», ООО «Липецкий пищевой комбинат», ООО «Становлянский маслодельный завод», ООО «ГринВилль», ОАО «Елецкий гормолзавод»;
  • 1 предприятие по производству сахара-песка – ОАО Агропромышленное предприятие «Аврора», включающее в себя Боринский и Хмелинецкий сахарные заводы.

По результатам анализа ценообразования, в целях удовлетворения потребительского спроса малообеспеченных слоев населения:

1. Выработаны предложения для производителей молочной перерабатывающей промышленности региона – выделить категории социально значимой молочной продукции (молоко 2,5%, творог 5%, кефир 2,5%, сметана 15%) и оставить на них действующие отпускные цены без изменения, в случае повышения отпускных цен на выпускаемую продукцию. По данному вопросу была достигнута устная договоренность с руководителями ведущих предприятий молочной перерабатывающей промышленности региона. Однако, данные действия были расценены управлением федеральной антимонопольной службы по Липецкой области как нарушение Управлением Федерального закона «О защите конкуренции».

2. Достигнута договоренность с производителем яйца куриного ООО «Липецкптица» о выделении яйца куриного категории С2, как социально значимого, для удовлетворения потребительского спроса малообеспеченных слоев населения и установления среднегодовой цены на 1 десяток продукции в размере 49 рублей для реализации в киосках фирменной торговли предприятия.

3. Продлено действие договоренности с производителем ПАО Продовольственная компания «ЛИМАК» о неповышении отпускных цен на социально значимые сорта хлеба (хлеб «Липовский» и батон «Липецкий»), которые не менялись с сентября 2012 года.

Контрольные мероприятия

В плановом порядке в течение 2015 года на предмет соблюдения лицензионных требований розничной продажи алкогольной продукции проверено 408 предприятий торговли и общественного питания, принадлежащих 114 юридическим лицам. Нарушения действующего законодательства выявлены в 51 случаях, что составляет 12,5 %. По результатам вынесено 43 предписания, действие лицензий не приостанавливалось.

Основные нарушения лицензионных требований:

  • нарушение температурного режима хранения алкогольной продукции (ООО «Магистраль» (Добровский район), ООО «Валентина» (Елецкий район), ООО «Людмила» (Добровский район), ООО «Мечта» (Добринский район), ООО «БИТ Прогресс» (г. Липецк (Бархатный слон), ООО «ЖТК» (г. Елец), ООО «Умбат» (Усманский район)),
  • ценники оформлены ненадлежащим образом (ООО «Подворье» (г.Липецк), ООО «Хлевенское» (Хлевенский район), ООО «Елецкое ОТП» (Елецкий район), ООО «ДарьЯ» (Липецкий район), ООО «Сиреневый» (г.Липецк), ЗАО ТД «Перекресток» (г.Липецк, г.Елец), АО «Корпорация ГРИНН» (г. Елец), ООО «ПродМир» (г. Липецк (Мираторг)), ООО «Мечта» (Добринскийрайон), ООО «Бит Прогресс» (г. Липецк (Бархатный слон), ОАО «ЖТК» (г. Липецк, г. Елец), ООО «Умбат» (Усманский район);
  • сопроводительные документы, подтверждающие легальность производства, оборота, качество алкогольной продукции оформлены с нарушением установленных требований (ООО «Кирина» (Добровский район), Хлевенскоерайпо (Хлевенский район), ООО «Елецкое ОТП» (Елецкий район), ООО «Яковлев» (г.Грязи), ООО «ПаЛар» (г.Липецк), ООО «Изобилие» (Елецкий район), ООО «Умбат» (Усманский район));
  • не предъявлены медицинские книжки работников, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (ООО «Хлевенское» (Хлевенский район)).

По соблюдению порядка ценообразования на товары (работы, услуги) проведено 190 проверок, в т.ч. 41 внеплановых проверок совместно с органами прокуратуры, выявлены в 20 случаях (10,53%). По данным фактам возбуждены административные дела.

Нарушение в области ценообразования на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, было установлено в ООО «Социальная аптека», ООО «Вест-Фарм». С нарушением законодательства формировались цены на продукты детского питания в ООО «Терес» (г.Усмань), ООО «ДарьЯ» (Липецкий район), ООО «Сиреневый» (г.Липецк), ООО «Идеал» (г.Елец), ООО «Желтова» (Грязинский район), ООО «ПаЛар» (г.Липецк), ИП Аскеров, ИП Леденева, ООО «БЕР», ООО «Карапузик», ООО «Лукойл», ИП Барышников.

Кроме того, проведено 20 проверок по соблюдению лицензионных требований при осуществлении закупки, хранения, переработки и реализации лома цветных и черных металлов. Нарушений выявлено в 2-х случаях: ООО «Эко Три», ООО «Гефест». Действие лицензии ООО «Гефест» приостановлено, в отношении ООО «Эко Три» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, материал находится на рассмотрении в Арбитражном суде Липецкой области.

Также специалистами отдела велась работа по пресечению фактов продажи пива в киосках.За 2015год проведено 213 информационно-аналитических наблюдений, в том числе совместно с сотрудниками УМВД по Липецкой области. В отношении лиц, допускавших реализацию пива в нестационарных торговых объектах, а также после 21:00 часов возбуждены административные дела. Кроме того, в борьбу со злостными нарушителями были вовлечены органы прокуратуры и судебные инстанции.

Так,Октябрьский районный суд г. Липецка и Советский районный суд г. Липецка признали действия предпринимателей Леликовой Е.И. и Журавлевой Е.А. по реализации алкогольной продукции незаконными и обязали прекратить осуществление розничной продажи алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах, по адресам осуществления деятельности.

В 2015 году специалистами отдела совместно с УМВД по Липецкой области, управлением Роспотребнадзора, департаментом экономического развития администрации г. Липецка велась работа по фактам несанкционированной торговли, в результате которой в отношении лиц, осуществляющихнезаконную торговлю специалистами департамента экономического развития администрации г. Липецка возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 5.15 КоАП ЛО.

Указанные мероприятия позволили снизить в г. Липецке количество самовольно размещенных торговых точек.

Также в 2015 году отделом административной практики и контроля рассмотрено 11 обращений граждан.

В 2015 году было возбуждено 1 530 административных дел, в том числе:

  • по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)» - 3;
  • по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» – 2;
  • по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)» – 1 ;
  • по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» – 177;
  • по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ «Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» – 3;
  • по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ «Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии» – 4;
  • по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ «Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке)» – 47;
  • по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ «Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования» – 3;
  • по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» – 15;
  • по ст.15.13 КоАП РФ «Искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей» – 886;
  • по ст.17.7 «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» КоАП РФ – 9;
  • по ч.1 ст.19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок» – 1;
  • по ч.2 ст.19.4.1 «Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки» КоАП РФ – 3;
  • по ч.1 ст.19.7.1 «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов» КоАП РФ – 29;
  • по ст.20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» – 303;
  • по ст.5.14 КоАП Липецкой области «Нарушение порядка организации деятельности ярмарок» – 33.

По результатам возбужденных административных дел наложено штрафных санкций на сумму 24,1 млн.руб. Поступило в бюджет Липецкой области в счет оплаты административных штрафов 12,5 млн.руб.

В 2015 году управление внедрило в практику привлечение к административной ответственности не только за непредставление декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции по формам № 11 и № 12 или представление с нарушением установленных сроков, но и за искажение сведений в этих декларациях.

Такая практика позволила выявить случаи недобросовестных поставщиков алкогольной продукции, в т.ч. пива и пивных напитков, которые отгружали продукцию в адрес предпринимателей, не знавших об этом, или окончивших свою деятельность на дату поставки (ИП Колибаба М.Е., ИП Сафарова М.Е., ИП Богданова С.В., ИП Саввина Н.А. и др.) Соответствующая информация направлена в органы прокуратуры для принятия мер реагирования, а также в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка.

В 2015 году начата совместная работа с Федеральной службой судебных приставов по Липецкой области по розыску должников и взысканию имеющейся задолженности по административным штрафам. Осуществлялись ежедневные выезды к таким должникам. Объявлено в розыск 5 должников (ИП Таболин С.В., ИП Полунин А.Ю., ИП Рыбина А.Н., ИП Алиев Э.С.о., директор ООО «Белая березка» Кудрякова И.Г.). На имущество 3 должников наложен арест (ИП Шибаев М.В., ИП Унжаков Д.А., ООО «Аккорд»). Судами общей юрисдикции рассмотрено 14 дел по заявлениям управления об ограничении выезда за пределы Российской Федерации, по результатам которых 14 должникам запрещен выезд за границу.

Всего от Федеральной службой судебных приставов по Липецкой области в рамках исполнительных производств поступило на счет управления 1,2 млн.руб., что составляет 9,2% от общей суммы оплаченных штрафов.

По состоянию на 31.12.2015 г. возбуждено 425 исполнительных производств.

Предложения по улучшению работы потребительского рынка Липецкой области на 2016 год:

  1. Управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области:
    • в целях защиты прав потребителей в постоянном режиме осуществлять мониторинг качества и безопасности пищевой продукции;
    • в целях информирования населения Липецкой области по вопросам качества пищевых продуктов и защиты прав потребителей продолжить выпуск телепередачи «Азбука качества» в 2016 году;
    • в целях повышения качества обслуживания населения продолжить проведение информационно-аналитических наблюдений в предприятиях торговли, в том числе по торговле непродовольственными товарами, общественного питания, бытового обслуживания в части соблюдения требований действующего законодательства в сфере потребительского рынка;
    • продолжить мониторинг розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров (в соответствии с поручением Минпромторга РФ), реализуемых в объектах торговли муниципальных образований, а также лекарственные препараты, проведение мероприятий, направленных на предотвращение необоснованного роста цен.
    • усиление лицензионного контроля за розничной продажей алкогольной продукции на территории Липецкой области, включая ежедневный мониторинг с целью выявления в розничной продаже нелегальной алкогольной продукции, в том числе с поддельными федеральными специальными и акцизными марками.
    • в целях обеспечения продовольственной безопасности региона управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с управлением сельского хозяйства области проводить работу по первоочередному обеспечению предприятий торговли продукцией местных сельхозтоваропроизводителей, пищевой и перерабатывающей промышленности в объемах, необходимых для полного удовлетворения потребностей жителей области.
  2. Управлению потребительского рынка и ценовой политики области совместно с органами местного самоуправления:
    • обеспечить территориальную и ценовую доступность товаров и услуг,
    • продолжить работу по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры по реализации местной сельскохозяйственной продукции, в том числе по:
    • организации деятельности сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков во всех муниципальных образованиях области,
    • организации ярмарочных мероприятий в отдаленных от центра жилых микрорайонах городских округов Липецка и Ельца, административных центрах сельских поселений,
    • открытию кооперативных магазинов, павильонов и киосков по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции,
    • обеспечению всех местных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции местами для продажи произведенной продукции, включая приоритетное предоставление в аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности, для организации стационарных торговых объектов, мест для размещения нестационарных торговых объектов, сезонных торговых площадок, торговых мест на розничных рынках и муниципальных ярмарках;
    • продолжить работу муниципальных комиссий с убыточными предприятиями, по легализации заработной платы и заслушивать работодателей, допустивших выплату заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, или среднеотраслевого уровня, и направлять соответствующие материалы по недобросовестным работодателям (выплачивающим заработную плату ниже прожиточного минимума) для принятия мер в Государственную инспекцию труда в Липецкой области.
  3. Органам местного самоуправления рекомендовать:
    • оказывать содействие в исполнение мероприятий государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности» в части организации кооперативной товаропроводящей сети;
    • обеспечить контроль за эффективностью использования денежных средств, полученных в качестве субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, предоставления торговых и бытовых услуг;
    • осуществлять совместные контрольно-надзорные мероприятия в части финансово-экономического состояния предприятий потребительского рынка, выплачивающих заработную плату ниже минимального и (или) среднеотраслевого уровня, в местах осуществления их деятельности;
    • активизировать работу за неукоснительным соблюдением трудового и налогового законодательства, за легализацией заработной платы, своевременной и в полном объеме её выплате, доведением её до среднеотраслевого уровня, снижением неформальной занятости в сфере потребительского рынка;
    • освещать на официальном сайте муниципального образования, в средствах массовой информации о нарушениях трудовых прав граждан, руководителях, выплачивающих заработную плату в размерах ниже минимального и (или) среднеотраслевого уровня, а также совместно с федеральными органами государственного надзора по контролю проводить разъяснительную работу о необходимости соблюдения трудового и налогового законодательства, об ответственности за совершение нарушений трудовых прав работающего населения и налоговых правонарушениях;
    • предусмотреть размещение рекламных щитов о «Лучших предприятиях розничной торговли» и «недобросовестных» работодателях на территории муниципального образования;
    • организовать на системной основе работу с руководителями предприятий сферы потребительского рынка по исполнению норм Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»в части создания необходимых условий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг.
Версия для печати

Возврат к списку

Система Orphus