Сегодня пятница, 14 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих








ГлавнаяЭкономикаОтраслиПотребительский рынок

Потребительский рынок


<< На страницу управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области

Итоги развития потребительского рынка за 2017 год и перспективы развития на 2018 год

В 2017 году потребительский рынок Липецкой области продолжал функционировать в условиях сложной геополитической обстановки, продления сроков действия санкций и неформальных запретов, введенных против российской экономики. Снижение реальных денежных доходов населения, и, как следствие, их покупательной способности, сохранило влияние на уменьшение темпов роста оборота розничной торговли. Тем не менее, в середине 2017 года снижение темпа роста оборота розничной торговли прекратилось. Впервые за последние два с половиной года в июне отмечается положительная динамика. Темп роста оборота розничной торговли начал медленно расти.

За 2017 год оборот розничной торговли составил 237,0 млрд.руб., что больше уровня прошлого года как в номинальном выражении – на 4,8%, так и в сопоставимых ценах на 1,7% (в 2016 году было меньше, чем в 2015 году на2%). Удельный вес продаж на розничных рынках и ярмарках составил 5,5%, на долю торгующих организаций пришлось 94,5%.

Положительная динамика индекса физического объема оборота розничной торговли способствовала достижению целей, поставленных для данного направления:

- темп роста оборота розничной торговли Липецкой области продолжает превышать среднероссийский;

- сохранены позиции по обороту розничной торговли на душу населения в рейтингах среди субъектов Российской Федерации, Центрального Федерального округа и Центрально-Черноземного округа.

В 2017 году каждому жителю Липецкой области продано товаров на 205тыс.руб. В результате проводимой работы по улучшению качества обслуживания населения в рейтинге среди 85 субъектов Российской Федерации Липецкая область сохранила свои позиции – 20 место, среди областей Центрального Федерального округа –4 место, среди областей Центрально-Черноземного региона – 2 место.

Изменение потребительского поведения повлияло на уменьшение доли непродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли с 53,5% в 2016 году до 53,1% в 2017 году. В группе продовольственных товаров наибольшим спросом пользуются товары повседневного спроса, жители региона выбирают лучшие цены и промоакции, товары под собственными марками торговых сетей. Для поиска выгодных предложений покупателями предварительно изучаются рекламные материалы, онлайн-предложения скидок.

Доля оборота розничных торговых сетей в структуре оборота розничной торговли увеличилась на 1,7 п.п. и составила 27,1% (за январь-сентябрь 2017 года).

Основные показатели развития потребительского рынка за 2017 год представлены в таблице 2.

Вопросы легализации заработной платы в сфере потребительского рынка и ее повышения находятся в Управлении на постоянном контроле.

Заместителями начальника Управления в сентябре т.г. были проведены совещания в 12-ти районах, в которых сложился уровень заработной платы ниже среднеотраслевого. За январь-октябрь 2017 года заработная плата по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля составила 21557 руб. (таблица 2).

В результате проводимых мероприятий заработная плата по виду экономической деятельности «оптовая и розничная торговля» за январь-октябрь 2017 года составила 21557 рублей по сравнению с январем - октябрем 2016 года и увеличилась на 2418рублей.

Для создания условий по обеспечению ценовой и территориальной доступности потребительских товаров и бытовых услуг для сельских жителей в 2016 году продолжена государственная поддержка хозяйствующих субъектов, осуществляющих обслуживание сельских населенных пунктов в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» (далее – Программа).

Для реализации мероприятий подпрограммы 8 «Развитие торговли Липецкой области на 2014-2016 годы и на период до 2020 года» Программы из областного бюджета в 2017 году предусмотрена государственная поддержка на сумму 9,8млн.руб, которые предоставлены муниципальным районам в виде субсидий на возмещение части затрат юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, направленных на приобретение автомобильного топлива для организации развозной торговли, сбора и доставки заказов сельского населения при оказании бытовых услуг, торгового и холодильного оборудования, оборудования для учета объема оборота алкогольной продукции, оснащенного техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, для предприятий розничной торговли, расположенных в населенных пунктах с численностью проживающего населения не более 300 человек, нестационарных торговых объектов.

Государственная поддержка хозяйствующих субъектов позволяет постоянно обеспечивать товарами жителей 656 населенных пунктов с численностью проживающего населения 27,2 тыс. человек и бытовыми услугами 492 населенных пунктов с численностью проживающего населения 165,9 тыс. человек (таблица 3).

Стимулирование развития заготовительной деятельности

По данным администраций муниципальных районов по состоянию на 01.01.2018 г. в заготовительную деятельность вовлечено 95,8 тысяч личных подсобных хозяйств или 63,8 % от количества зарегистрированных.

Заготовительный оборот за 2017 год составил 3,9 млрд. руб. с темпом роста 136,4 % к уровню 2016 года. Удельный вес получателей субсидий в общем заготовительном обороте составил 19,4% (773,4млн.руб.).

От граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, закуплено продукции на сумму 3,0 млрд. руб. или на 34,3 % больше, чем в 2016 году. Доля закупок у ЛПХ составила 75,9 % в общем заготовительном обороте по районам области. Практически полностью (свыше 90%) за счет закупок излишков продукции у населения формируется заготовительный оборот в Воловском, Добровском, Долгоруковском, Измалковском, Становлянском и Тербунском муниципальных районах.

В отчетном периоде заготовительными организациями закуплено 11,8 тыс. тонн мяса, 31,0 тыс. тонн молока, 20,5 тыс. тонн картофеля, 12,2 тыс. тонн овощей, 9,0 тыс. тонн фруктов. При этом основная доля картофеля (74%) и мяса (65,8%) закуплена у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Среднерайонный заготовительный оборот на 1 сельского жителя составил 9,6 тыс.руб. Выше среднерайонного достигнуты показатели в 10 муниципальных районах: Чаплыгинском (30 тыс.руб.), Лебедянском (13,6 тыс. руб.), Добринском (11,8тыс.руб.), Данковском (11,6тыс.руб.), Краснинском (11,4 тыс.руб.), Усманский (11,4тыс.руб.), Грязинском (10,9 тыс.руб.), Долгоруковском (10,8 тыс.руб.), Задонском (10,2 тыс.руб.), Елецком (10 тыс.руб.). Менее, чем 4,5 тыс.руб. на 1 сельского жителя закуплено продукции в Измалковском, Лев-Толстовском и Липецком муниципальных районах. В то же время следует отметить, что администрациями данных районов принимаются меры по активизации заготовительной деятельности. Наметилась положительная динамика в Измалковском муниципальном районе, в котором заготовительный оборот возрос на 121,5%по отношению к уровню 2016 года.

Для стимулирования развития заготовительной деятельности в рамках государственной программы Липецкой области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области» на 2017 год из областного бюджета предусмотрена государственная поддержка в сумме 3,2 млн.руб. Субсидии на развитие заготовительной деятельности предоставлены 5 муниципальным районам (Грязинскому, Добринскому, Долгоруковскому, Становлянскому, Чаплыгинскому) на возмещение части затрат хозяйствующих субъектов, направленных на приобретение:

- автомобильного топлива для закупки сельскохозяйственной продукции у личных подсобных хозяйств Липецкой области в населенных пунктах, расположенных далее 2 км от районного центра (Грязинский и Добринский);

- упаковочных материалов и тары для осуществления заготовительной деятельности и реализации сельскохозяйственной продукции (Грязинский);

- грузового специализированного автотранспорта для закупки, транспортировки и розничной продажи сельскохозяйственного сырья и продукции (Долгоруковский, Становлянский, Чаплыгинский);

- основного технологического, холодильного, грузоподъемного, транспортирующего и погрузочно-разгрузочного оборудования, для осуществления заготовительной деятельности (Становлянский, Чаплыгинский).

В целях удовлетворения спроса населения региона в качественной продукции местного производства управлением проводится работа по расширению товаропроводящей сети:

- в марте текущего года совместно с управлением сельского хозяйства была проведена закупочная сессия, инициатором которой выступило управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области. В рамках проводимой государственной политики импортозамещения, подобная форма работы особенно актуальна. Закупочная сессия является своего рода гарантом эффективного взаимодействия местных производителей с крупнейшими розничными операторами. В сессии приняли участие более 200 потенциальных покупателей и поставщиков продукции. Благодаря закупочной сессии местные товаропроизводители (кооперативы, заготовительные организациям, фермеры, индивидуальные предприниматели, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности) получили возможность провести прямые переговоры с руководителями и менеджерами продовольственного направления сетевых компаний, предприятиями общественного питания и др. заинтересованными лицами, обсудили условия сотрудничества, поставок, а также требования, предъявляемые к товару. На сегодняшний день между товаропроизводителями и сетевыми компаниями заключено более 30 договоров поставки товаров.

- в апреле текущего года на заседании координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства в Липецкой области обсуждался вопрос о проблемах, возникающих при заключении договоров поставки предприятий торговли с заготовителями, кооперативами, ЛПХ. Администрации города Липецка дано поручение, проработать возможность предоставления свободных торговых площадей для открытия специализированных магазинов под реализацию продукции, произведенной в ЛПХ и кооперативах районов и городов Липецкой области.

- в мае текущего года проведено совещание с заготовителями региона, на котором обсуждались вопросы развития заготовительной деятельности и сбыта сельскохозяйственной продукции в предприятия торговли региона. Закупки сельскохозяйственной продукции от заготовителей области и излишков от граждан ведущих личное подсобное хозяйство осуществляют региональные торговые сети «Липка», ТД «Пролетарский» и «Покупайка», федеральная торговая сеть «Европа». В сетевых компаниях «Магнит», «Пятерочка», «Покупайка», ТД «Перекресток», «Липка», «Ашан» продукция местных товаропроизводителей представлена в формате «магазин в магазине». Такая форма сотрудничества обеспечивает арендатору постоянный поток «своих» покупателей, решает вопросы обеспечения оборудованием и эксплуатации торговой точки;

- за 2017 год организовано и проведено 280 областных розничных ярмарок, 166 из которых – в сельских поселениях, что позволило обеспечить ценовую и территориальную доступность необходимых товаров для жителей сельских населенных пунктов, включая отдаленные. Торговые места на областных ярмарках предоставлялись бесплатно. Местным товаропроизводителям, включая сельхозкооперативы, КФХ, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством, торговые места на областных ярмарках предоставлялись в приоритетном порядке, без ограничения. Кроме того, в этом году начал действовать новый формат областных специализированных ярмарок, уже проведены клубничная и медовая, тематические ярмарки «День садовода. Яблоки Липецкого края», «Сырная и молочная провинция»;

- усовершенствован сайт по продаже и покупке сельскохозяйственной продукции кооп48.рф, на страницах которого абсолютно бесплатно каждый производитель сельскохозяйственной продукции, включая граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, а также заготовители, сельскохозяйственные кооперативы, предприятия торговли могут разместить свои предложения о продаже или покупке имеющейся сельхозпродукции (с указанием объемов, видов продукции и условий сделки (оплата, доставка и т.п.), подано более 3000 объявлений. Лидером по подаче объявлений является Долгоруковский муниципальный район (395 объявлений), на последнем месте расположился Краснинский муниципальный район (31 объявление).

Создание кооперативных объектов сбыта сельскохозяйственной продукции

Во исполнение подпрограммы 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года № 490, проводились мероприятия, направленные на создание кооперативной товаропроводящей сети:

- создание сельскохозяйственных кооперативных рынков;

- открытие торговых объектов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе формата «магазин в магазине»;

- установка торговых рядов для реализации сельскохозяйственной продукции;

- разработка и регистрации товарных знаков производимой сельскохозяйственной продукции.

В отчетном периоде дополнены и размещены на официальном сайте Управления: План мероприятий «ДОРОЖНАЯ КАРТА» по взаимодействию региональных поставщиков с торговыми сетями, информационная карта по продвижению продовольственных товаров местного производства в торговые сети, информационная карта для получения государственной поддержки сельскохозяйственными потребительскими кооперативами в рамках подпрограммы 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014-2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», информационная карта по регистрации товарного знака в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте) на продукцию, вырабатываемую кооперативами, контактная информация по розничным рынкам и по коммерческим службам торговых предприятий, осуществляющим заключение договоров поставки продукции. На сайте управления постоянно имеется актуальная информация для сельхозпроизводителей о наличии свободных торговых мест и площадей в розничных рынках и торговых центрах, на ярмарках, а также о неиспользуемых площадях, находящихся в муниципальной собственности и пригодных для организации магазинов, складов и павильонов.

Специалистами управления осуществлены выезды в Измалковский, Елецкий, Лебедянский, Липецкий, Становлянский, Тербунский, Добринский, Чаплыгинский, Усманский, Хлевенский, Лев-Толстовский муниципальные районы области для проведения совместных с представителями администраций муниципальных образований рабочих встреч с сельскохозяйственными кооперативами и субъектами предпринимательства по вопросам строительства сельскохозяйственных кооперативных рынков, организации сельскохозяйственных ярмарок «Торговые ряды», разработки и регистрации товарного знака кооперативной продукции, оказания государственной поддержки по данным направлениям.

В августе т.г. на территории Хлевенского района зарегистрирован кооператив второго уровня «Содружество» в который вошли кооперативы «Победа» (Задонский р-н), «Успех» Тербунский район), «Народный» и «Дары Красного» (Краснинский район), «Возрождение» и «Хлевенский хлебозавод» (Хлевенский район), «Кооператор» (Добринский район). Целями создания данного кооператива являлись закупка сельскохозяйственной продукции у населения и производство мясной, колбасной и хлебобулочной продукции под собственными брендами для дальнейшей реализации в сетевые предприятия торговли региона федерального и регионального уровней.

В отчетном периоде в с. Октябрьское Усманского района СССПК «Исток» построено здание сельскохозяйственного кооперативного рынка, обустроена открытая площадка для торговли сельскохозяйственной продукцией с автотранспортных средств. Кооперативом «Сельский дворик» (Добринский район) начато строительство сельскохозяйственного кооперативного рынка в п. Добринка.

В Измалковском районе в п. Чернава хозяйствующим субъектом, планирующим организацию сельскохозяйственного кооперативного рынка, проведены работы по укладке твердого покрытия открытой площадки, установлены легковозводимые конструкции– торговые ряды, построено помещение для реализации скоропортящихся продуктов, установлена крыша, оконные и дверные блоки, ведутся отделочные работы внутри помещения. Открытая площадка начала функционировать.

В Тербунском районе ООО «Универсал» начало строительство здания для размещения в нем сельскохозяйственного кооперативного рынка: проведены работы по монтажу опорных конструкций для крепления сендвич-панелей, уложено асфальтное покрытие на открытой площадке.

Управлением в 2017 году распределены субсидии, выделенные из областного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы 3 «Создание эффективной товаропроводящей инфраструктуры на 2014 – 2020 годы» государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности в Липецкой области», утвержденной постановлением администрации Липецкой области от 30 октября 2013 года №490.

Государственная поддержка оказана:

- на возмещение части затрат, направленных на строительство и модернизацию сельскохозяйственных кооперативных рынков сельскохозяйственному снабженческо-сбытовому потребительскому кооперативу «Исток» в сумме 2485,6 тыс. руб.;

- на возмещение части затрат, направленных на разработку и регистрацию товарного знака производимой сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственному потребительскому перерабатывающему снабженческо-сбытовому кооперативу «Смакеево» в сумме 64,4 тыс. руб.

Совместно с органами местного самоуправления на постоянной основе проводится работа по разъяснению преимуществ организации сельскохозяйственными кооперативами собственных торговых точек. По состоянию на 01.01.2018 года торговые места для реализации местной сельскохозяйственной продукции, в т.ч. производимой кооперативами, организованы в 175 предприятиях торговли: 120 магазинах, 23 павильонах, а так же 32 торговых точках формата «магазин в магазине». Из них в 2017 году открыто 58 объектов.

Кроме того, гарантированные оборудованные торговые места для всех категорий продавцов: сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предприятий аграрного сектора, пищевой и перерабатывающей промышленности, граждан - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, членов таких хозяйств, граждан, ведущих личные подсобные хозяйства или занимающихся садоводством, огородничеством, животноводством (далее - сельхозпроизводители Липецкой области) для реализации выращенной сельскохозяйственной продукции имеются на 8 универсальных, 6 сельскохозяйственных кооперативных и 5 сельскохозяйственных розничных рынках (всего около 9 тыс. торговых мест). Для реализации местной продукции, выращенной сельхозпроизводителями области, в областном центре и муниципальных районах организованы торговые площадки с установкой торговых рядов в общей сложности на 386 торговых мест.

В целях организации дополнительных каналов сбыта сельскохозяйственной продукции в отчетном периоде в области работало 56 постоянно действующих ярмарочных и торговых площадок, предназначенных для реализации местной сельскохозяйственной и пищевой продукции. За истекший год проведено более 6 тыс. муниципальных ярмарок.

Ценовая ситуация на рынке продовольственных товаров

В целях сохранения стабильной ценовой ситуации на потребительском рынке Липецкой области специалистами ОКУ «Агентство содействия развитию торговой деятельности» (далее – Учреждение) в течение 2017 года осуществлялось проведение ежедневного мониторинга розничных цен на социально значимые продовольственные товары.

Маркетинговым обследованием были охвачены торговые предприятия во всех муниципальных районах и городских округах области. Обследовано 5384 объекта торговли, из них: - 5207 предприятий продовольственной группы товаров, из которых 2988(57,1%) в сельских поселениях. В число обследованных предприятий входят 177предприятий торговли непродовольственной группы товаров, в отношении которых проведено информационно-аналитическое наблюдение (далее – ИАН).

Необоснованно высокий уровень цен выявлен в 1106 торговых предприятиях или в каждом 4-м торговом предприятии.

Специалистами Учреждения принимались различные меры по снижению цен. Большая часть руководителей магазинов (71%) в результате разъяснительной беседы снижала цены на месте, в 25% случаев цены были снижены после вызова руководителя в Учреждение, в 4% торговых предприятий цены снижены после проведения ИАН или вмешательства контролирующих и правоохранительных органов (ФАС, Прокуратура, Роспотребнадзор).

В результате проведенных мероприятий удалось снизить цены во всех выявленных случаях превышения.

По стоимости потребительской корзины (данные Росстата) Липецкая область в декабре 2017 года заняла 4 место среди 85 субъектов РФ и 2 место в ЦФО (где 1 место по рейтингу – самая низкая стоимость). Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России составила 3749,6 руб., а по Липецкой области - 3111,2 руб., что на 638,4 руб. или на 21% меньше.

По данным органов местного самоуправления специалистами Учреждения выстроен рейтинг городов и районов области по стоимости потребительской корзины.

Так в декабре т.г. в тройку лидеров вошли:

1-е место Грязинский район –2119,29 руб.

2-е место Чаплыгинский район – 2160,71 руб.

3-е место Лебедянский район –2174,35 руб.

Последнюю строку рейтинга занимает Тербунский район-2511,73 руб.

В 2017 году при проведении ИАНв отношении 321 хозяйствующих субъектов, реализующих продукты питания, при осуществлении деятельности которых были установлены нарушения, материалы направлены для принятия мер административного воздействия в управление Роспотребнадзора. В отношении 310 получены ответы о привлечении к административной ответственности.

Проведены ИАН в 177 торговых предприятиях промышленной группы в части соблюдения действующего законодательства при реализации детских товаров, меховых изделий, косметических изделий, аудиопродукции и т.д. В отношении 23 хозяйствующих субъектов, где были выявлены нарушения, материалы направлялись в Управление Роспотребнадзора. К 18 руководителям торговых предприятий применялись меры административного взыскания, в отношении 5 предпринимателей поданы исковые заявления в суд о признании действий противоправными в отношении неопределенного круга потребителей, в том числе деятельность ИП Лысцова О.Н. (Грязинский район) по реализации CD-дисков судом была приостановлена на 45 суток.

В течение года сотрудниками Учреждения проводились ИАН по благоустройству торговых предприятий во всех муниципальных районах и городских округах. Большинство выявленных нарушений устранено в добровольном порядке, вместе с тем в отношении 60 хозяйствующих субъектов материалы о нарушении правил благоустройства направлены в управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области для принятия мер реагирования.

Специалисты Учреждения проведено 15 самостоятельных и совместных с контролирующими органами рейдов по проверке безопасности бахчевых культур в торговых предприятиях и на рынках области. В результате сняты с реализации некачественные партии овощей и фруктов в магазинах «Магнит у дома», «Пролетарский» и в торговых точках на Центральном и Октябрьском рынках г.Липецка.

Сотрудниками Учреждения совместно со специалистами Центральной научной ветеринарной лаборатории (ЦНВЛ) отобрано 90 проб молочной продукции и колбасных изделий в универсамах «Пятерочка», «Пролетарский» гипермаркетах «Линия», «О Кей», Центральном рынке. В результате лабораторных исследований все отобранные образцы признаны безопасными.

Совместно с прокуратурой Правобережного района Липецкой области проведена проверка цен на социально значимые продукты питания в универсаме «Покупайка» и гипермаркете «Карусель». Руководители данных торговых предприятий вызваны в прокуратуру Липецкой области для объяснения причин высоких цен на молоко, картофель, крупы, масло подсолнечное и ряд других социально значимых продуктов.

В прошедшем году зафиксировано около 100 обращений от жителей области по фактам повышения цен на социально значимые продукты и нарушения правил продажи отдельных видов товаров №55. Все обращения рассмотрены в установленные сроки и даны ответы.

Развитие ярмарочной деятельности

В Липецкой области продолжается традиция проведения областных розничных ярмарок, основной целью которых является наиболее полное обеспечение сельского населения необходимыми товарами, в том числе местного производства, по доступным ценам. Так, за январь – декабрь т.г. проведено 280 ярмарок, из них 98 организовано дополнительно (по плану – 182). Анализ показал, что 59,3% от общего количества областных ярмарок, проведенных за год, проведено в сельских поселениях (166), где проживает менее 500 жителей (за 2016 года областных ярмарок проведено 137, из них 86 в сельских поселениях).

Так, по количеству проведенных ярмарок:

лидируют три района – Добровский, Елецкий, Лебедянский (по 22 ярмарки), 2-ое место также разделили три района – Долгоруковский, Задонский, Липецкий (по 15 ярмарок), 3-е место занимает Чаплыгинский район (14 ярмарок).

При этом Тербунский район, который является аутсайдером, по сравнению с 2016 годом улучшил свои показатели по проведению ярмарок за аналогичный период, сделав акцент на сельские поселения, где ярмарок проведено на 3 больше.

За анализируемый период проведено 5 тематических ярмарок, в том числе в декабре 2017 года в г.Липецке проведена тематическая ярмарка «К новогоднему столу горожан – продукты сельских подворий». Также в муниципальных образованиях проведены предновогодние областные ярмарки (22), и жители региона смогли купить необходимые продукты питания к новогоднему столу.

Оказание услуг по вопросам защиты прав потребителей

Для потребителей наиболее актуальными являются вопросы нарушения их прав, в том числе отказ от принятия претензии, отказ в возврате денежных средств или замене некачественных товаров. Поступали обращения на приобретение некачественной обуви, верхней одежды, постельных принадлежностей, парфюмерно-косметических товаров, кожгалантерейных изделий, на некачественную установку оконных конструкций и деталей автомобиля.

В 2017 году проведено 52 товароведческие экспертизы. На основании экспертных заключений, подготовленных Учреждением, подтверждающих производственный характер дефекта товара, предприятиями торговли были приняты решения в пользу потребителей, которым были возвращены денежные средства, оплаченные не только за некачественный товар, но и за стоимость проведения экспертизы.

В рамках защиты своих прав поступали 3 обращения от жителей области по вопросам отказа продавцами в возврате денежных средств за приобретенные в кредит товары: постельные принадлежности и мебель.

В результате проведенной Учреждением досудебной претензионной работы требования покупателей были удовлетворены в полном объеме: возвращены денежные средства за оплаченный товар, погашены кредитные обязательства по договору, включая проценты.

Для руководителей федеральных, региональных и локальных сетевых предприятий торговли, магазинов «шаговой доступности», районных потребительских обществ, а также предприятий общественного питания, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции были проведены обучающие семинары, в ходе которых освещались вопросы последних изменений в нормативных правовых актах, регулирующих оборот алкогольной продукции, определения подлинности федеральных специальных и акцизных марок, нанесенных на алкогольную продукцию, а также признаки их подделки.

В связи с актуальностью вопроса соблюдения действующего законодательства, которое регулирует продажу товаров промышленной группы, был также проведен семинар, на который приглашались не только руководители торговых предприятий и индивидуальные предприниматели, но и студенты, пенсионеры. Для студентов и пенсионеров семинар проводился на безвозмездной основе.

Алкогольный рынок

В 2017 года алкогольный рынок Липецкой области формировали 334 юридических лица, имеющих лицензию на розничную продажу алкогольной продукции в 1492 торговых объектах.

За 2017год отделом лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции было рассмотрено 459 заявлений, в том числе 4 на заготовку, хранение, переработку и реализацию черных и цветных металлов, переоформлено229 лицензии, выдано 79, продлено 121, отказано в выдаче 30, аннулирована 1 и приостановлено действие 4 лицензий. Через портал государственных и муниципальных услуг принято 217 заявлений, что составляет 47% от общего количества поступивших в отчетном периоде (463).

За совершение действий, связанных с лицензированием, взыскана государственная пошлина в размере 22,34 млн. рублей.

Средний срок оказания государственной услуги составил 22 календарных дня, что на восемь дней меньше установленного регламентом срока.

В соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" доля розничных организаций, подключенных к ЕГАИС, в общем объеме продаж алкогольной продукции составила 100%, что позволяет фиксировать в системе все факты реализации дублированной алкогольной продукции и продажи в запрещенные дни. По данным Федеральной службы Росалкогольрегулирования Липецкая область по рейтингу подключения к ЕГАИС и по эффективности государственного контроля продолжает удерживать свои позиции в тройке лидеров по ЦФО.

В 2017 года Управлением проведено информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции в 1656 торговых объектах Липецкой области.

Факт реализации алкогольной продукции с поддельными марками выявлен в восьми организациях (0,73%):

- ООО «Виола», Липецкая область, с. Волово;

- ООО «Рождественский», Усманский район, с. Пригородка;

- ООО «Корзинка» Усманский район, с. Никольское;

- ООО «Винный Погребок», г. Липецк.

- ООО «Людмила», г. Елец;

- ООО «Людмила», Добровский район, с. Горицы;

- ООО «Бастион», г. Липецк;

- ООО «Дуэт». г. Липецк.

В отношении всех юридических лиц возбуждены дела об административном правонарушении, действие лицензий приостановлено и направлены заявления в суд на аннулирование лицензий.

Все юридические лица привлечены к административной ответственности в виде штрафа. В отношении ООО «Людмила», г. Елец Арбитражным судом Липецкой области отказано в аннулировании лицензии. Управлением подана апелляционная жалоба в Девятнадцатый Арбитражный Апелляционный Суд.

В 2017 года по данным Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ЦФО, на территории Липецкой области в отчетном периоде деятельность по розничной продаже пива осуществляли 1238 хозяйствующих субъектов.Вместе с организациями, имеющими лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, представлять декларации обязаны 1572 хозяйствующих субъектов.

Доля предоставленных деклараций об объемах розничной продажи алкогольной продукции составила у лицензиатов 100%.

Количество организаций и индивидуальных предпринимателей, представивших декларации по пиву и пивным напиткам к количеству организаций и индивидуальных предпринимателей, обязанных их представлять составило 97,3%.

В рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности контроля за представлением деклараций об объеме розничной продажи алкогольной продукции Липецкая область продолжает занимать лидирующие позиции.

Повышение требований к условиям реализации алкогольной продукции, установленных федеральным и областным законодательством, и принимаемые ограничительные меры позволили обеспечить снижение реализации алкогольной продукции за девять месяцев 2017 года на 0,13 л.

В связи с тем, что декларационный период за четвертый квартал заканчивается 20 января 2018 г. по итогам декларирования за девять месяцев 2017 года в розничной сети предприятий потребительского рынка Липецкой области населению реализовано 5038,9 тыс. дал алкогольной продукции, в том числе:

- региональными организациями 54,1%;

- федеральными организациями 45,9%.

Потребление учтенной алкогольной продукции в пересчете на душу населения в абсолютном алкоголе по Липецкой области в за девять месяцев 2017 года составило 3,92 л, в том числе:

- пиво, пивные напитки и слабоалкогольная продукция 1,74 л;

- водка, ликероводочные изделия, коньяки, коньячные напитки, бренди, кальвадосы 1,45 л;

- винодельческая продукция, шампанское, игристые вина 0,71 л.

Выше среднего областного показателя в г. Липецке и Данковском муниципальном районе. Наименьшее потребление в Становлянском районе.

На территории Липецкой области реализуют алкогольную продукцию 36 организаций и сетевых торговых компаний («Магнит», «Красное и белое», «Европа», «Ашан», «Окей» и др.), зарегистрированных в других регионах (Московская область, Курская область, Тамбовская область, Орловская область, Воронежская область, Краснодарский край, г. Москва, г. Санкт-Петербург). На эти предприятия торговли приходится 46% от общего объема реализованной алкогольной продукции.

По оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения, превышение допустимого уровня потребления алкогольной продукции (из расчета 8 л абсолютного алкоголя в год на душу населения) является крайне опасным для здоровья нации.

Для реализации мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие комплексной системы защиты прав потребителей и качества товаров в Липецкой области на 2014-2020 годы» государственной Программы, предусматривающей ежегодное финансирование в размере 300 тыс. рублей, в 2017 году лимиты доведены в размере 106 тыс. рублей, регулярно осуществляется приобретение пищевых продуктов в предприятиях торговли Липецкой области и их исследование в независимых аккредитованных лабораториях по показателям качества и безопасности, организуются сравнительные потребительские дегустации пищевых продуктов, проведено 6 сравнительных потребительских дегустаций.

В 2017 году отобрано и исследовано в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» 6 видов пищевой продукции (молоко, масло сливочное, мясо птицы, рыба свежемороженая, сыр, творог). Всего отобрано 23 образца пищевой продукции. Доля некачественной продукции составила 17%.

Для проведения внеплановой проверки и принятия мер реагирования информация о некачественной продукции направлена в Роспотребнадзор по Липецкой области.

За отчетный период в рамках производственного контроля 570 предприятий торговли заключили договоры с испытательными лабораториями на проведение исследований пищевых продуктов, разработали и представили в Управление программы производственного контроля.

В Управление направлено 1655 протоколов лабораторных исследований продуктов питания, из них 280 по алкогольной продукции.

Для того, чтобы покупатель ориентировался в многообразном ассортименте продукции, знал и умел отстаивать свои права, а также с целью формирования навыков рационального потребительского поведения, информация по вопросам качества и защиты прав потребителей на совместном проекте Управления и телеканала «Липецкое время» за отчетный период выпущено 4 телепередачи «Азбука качества».

Регулирование цен (тарифов)

За 2017 год количество утвержденных (согласованных) цен (тарифов, индексов) составило – 593, из них:

- средняя стоимость путевки в загородные стационарные детские оздоровительные лагеря в летний и осенне-зимний период со сроком пребывания 7 дней и 21 день – 3;

- тариф на транспортные услуги по пропуску вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО «ФосАгро-Липецк» – 1;

- тариф на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ООО «Липецкснабсбыт»– 1;

-тариф на транспортные услуги по подаче и уборке вагонов, оказываемые на подъездных железнодорожных путях ОАО «Студеновская акционерная горнодобывающая компания»– 3;

- тариф за перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Липецкой области на 2018 год; экономически обоснованный тариф на услугу по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, оказываемую АО «ППК «Черноземье» – 2;

- предельные размеры оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Липецкой области– 4;

- регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском сообщении в городе Липецке, Грязи, Данкове, Ельце, Задонске, Лебедяни, Усмани, Чаплыгине– 16;

- регулируемые тарифы на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном и междугородном сообщении в границах Липецкой области– 4;

- базовый уровень тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках Липецкой области– 7;

- согласована стоимость гарантированного перечня услуг по погребению для 276 городских и сельских поселений – 552.

Определен срок оплаты перемещения и хранения задержанных транспортных средств на территории Липецкой области.

Отказано в установлении тарифов одному хозяйствующему субъекту в связи с экономической необоснованностью представленных расчетов.

В рамках создания автоматизированной системы оплаты проезда на транспорте Липецкой области с целью установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, в 2017 году организована работа и проведены обследования пассажиропотока специалистами управления в двух городских округах - городах Елец и Липецк и шести городских поселениях - городах Грязи, Данков, Задонск, Лебедянь, Усмань, Чаплыгин.

Проведена работа по приведению нормативных правовых актов Липецкой области в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2017г. №71 по отмене государственного регулирования на продукты для детского питания.

В отчетном периоде рассмотрено81 письменных обращений граждан, касающихся вопросов ценообразования. По всем поступившим обращениям граждан даны письменные разъяснения и приняты соответствующие меры реагирования.

Рынок лекарственных препаратов.

В 2017 году Управлением проводилась работа по сохранению стабильной ситуации на фармацевтическом рынке области и предотвращению необоснованного роста цен на лекарственные препараты, государственное регулирование которых не осуществляется. Данная работа организована по следующим направлениям:

- систематический мониторинг цен;

- анализ порядка ценообразования на лекарственные препараты, реализуемые в аптечных учреждениях области;

- проведение комплекса мероприятий, по вопросу порядка ценообразования в части снижения применяемых торговых надбавок, с руководителями аптечных учреждений, в которых определялись наиболее высокие розничные цены.

По данным Федеральной службы государственной статистики уровень средних потребительских цен в 2017 году сложился не выше, чем в Центральном федеральном округе и РФ.

По рейтингу средних потребительских цен из 50 наименований лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения Липецкая область по 41 наименованию занимала 1-10 места среди 18 областей ЦФО. При определении рейтинга 1 место – самые низкие цены.

Установленные Управлением в соответствии с действующим законодательством размеры предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) и сохранение стабильного уровня ценового сегмента на нерегулируемые виды торговых надбавок на лекарственные препараты, не входящие в перечень ЖНВЛП, позволили обеспечить ценовую доступность лекарственных препаратов для населения региона, в том числе социально незащищенных категорий граждан.

По итогам 2017 года Липецкая область занимает 2 место по уровню торговых надбавок среди субъектов ЦФО (1 место – самый низкий уровень).

Контрольные мероприятия

В плановом порядке в течение 12 месяцев 2017 года на предмет соблюдения лицензионных требований розничной продажи алкогольной продукции проверено 194 предприятий торговли и общественного питания, принадлежащих 46 юридическим лицам. Нарушения лицензионных требований выявлены в 14-ти случаях. Основным нарушением лицензионных требований является не соблюдение лицензиатами температурного режима хранения алкогольной продукции (13 из 14), а в 1 случае установлена реализация, алкогольной продукции без применения контрольно-кассовой техники.

2 проверки по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении заготовки, хранения, переработки и реализации лома цветных и черных металлов; 3 проверки по соблюдению требований законодательства в области организации розничных рынков, организации и осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках; 4 проверки по соблюдению требований нормативных правовых актов в области организации и проведения ярмарок и продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) на них. Нарушений действующего законодательства не установлено.

По соблюдению порядка ценообразования на товары (работы, услуги) было проведено 8 проверок. Нарушение действующего законодательства выявлено в одном случае, а именно установлено завышение тарифа на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом в пригородном сообщении.

За нарушение стоимости кадастровых работ Управлением к административной ответственности привлечены 2 юридического лица и 3 должностного.

Специалистами Управления продолжена работа по пресечению фактов несанкционированной торговли. За период январь-сентябрь по статьям 5.15 и 6.2 КоАП Липецкой области составлено 617 протоколов об административном правонарушении. Все материалы направлены для рассмотрения в административные комиссии.

Кроме того, в 2017 года сотрудники управления проверяли, как предприниматели соблюдают правила благоустройства. Если в прошлом году владельцев объектов торговли и общественного питания только предупреждали о необходимости соблюдения правил благоустройства, то теперь в отношении лиц, нарушающих эти правила возбуждаются административные дела. За указанный период 2017 года составлено133 протоколов об административном правонарушении по ст. 5.3 КоАП ЛО, которые направлены в административные комиссии для принятия решения о привлечении к административной ответственности.

В течение 12 месяцев 2017 года было возбуждено 2148 административных дел, в том числе:

- по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ «Нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции» - 380;

- по ст.14.19 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» – 23.

- по ч.1 ст.14.6 КоАП РФ «Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке)» – 19;

- по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ «Производство или продажа товаров и продукции, в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению информации, без соответствующей маркировки и (или) информации, а также с нарушением установленного порядка нанесения такой маркировки и (или) информации» – 18;

- по ст.15.13 КоАП РФ «Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» – 302

- по ст.17.7 КоАП РФ «Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении» – 12.

- по ст.20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» – 53;

- по ч. 2.1 ст. 14.16 КОАП РФ «Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния» – 69;

- по 2 ст. 14.16 КоАП РФ «Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом» – 3;

- по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)» - 3;

- по ч.1 ст. 6.2 КоАП Липецкой области «Осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вне розничных рынков, установленных планом организации розничных рынков на территории области, утвержденным администрацией области, а также вне мест, отведенных органами местного самоуправления» – 126;

- по ч. 2 ст. 6.2 КоАП Липецкой области «Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 6.2» - 218

- по ст.5.2 КоАП Липецкой области «Нарушение установленных органами местного самоуправления требований по содержанию и ремонту фасадов, отмосток, водостоков, навесных металлических конструкций, окон и витрин, вывесок, входных узлов, иных архитектурных элементов нежилых зданий, строений и сооружений» – 164;

По результатам возбужденных административных дел за 12 месяцев 2017 г. наложено штрафных санкций на сумму 23,823,887 руб. 25 коп. Из них на отчетную дату в бюджет Липецкой области в счет оплаты вышеуказанных административных штрафов поступило 15,057,028 руб. 80 коп. Общая сумма уплаченных административных штрафов составляет на конец отчетного периода 18,345,094 рублей.

Продолжена совместная работа с Федеральной службой судебных приставов по Липецкой области по розыску должников и взысканию имеющейся задолженности по административным штрафам. Осуществлялись выезды к таким должникам. Данная работа была активизирована посредством заключения соглашения между управлением потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области и Федеральной службой судебных приставов России по Липецкой области, основной задачей соглашения является увеличение процента взыскиваемости задолженности по административным штрафам, проведение совместных выездных мероприятий, заседаний рабочих групп.

За 12 месяцев 2017 года в судах общей юрисдикции и арбитражном суде рассмотрено более 100 дел, а именно по ч.3 ст.14.16 КоАП РФ, ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, ст.17.7 КоАП РФ, ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.

В отчетном периоде особое внимание уделялось работе с по ч.2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним лицам. Было возбуждено 69 дел об административных правонарушениях. В ходе проведенной работы вскрылись факты продажи несовершеннолетним алкогольной продукции в нестационарных торговых объекта (киосках), где запрещена продажа алкоголя. Жалобы от хозяйствующих субъектов, поданные в суды в части обжалования вышеуказанных постановлений, не были оценены судами как обоснованные, постановления оставлены в силе.

Впервые за поддельный алкоголь на прилавках наказали липецкого оптовика. А именно сотрудниками управления потребрынка была выявлена алкогольная продукция с признаками подделки федеральных специальных марок. Позднее предположение было подтверждено экспертизой. Постановлением Советского районного суда Липецка ПО Усмань оштрафовали на 210 тысяч рублей. Позже выяснилось, что данную алкогольную продукцию поставил в адрес ПО Усмань липецкий поставщик ООО «Винторг». Об этом свидетельствуют товарно-сопроводительные документы и показания свидетелей. На основании собранных доказательств, управлением было направлено дело об административном правонарушении в отношении организации — оптовика в суд для рассмотрения. Мировым судьей Усманского судебного участка позиция управления была полностью поддержана.

Оптовику назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за поставку нелегального алкоголя. Данный случай является прецедентом, поскольку до этого управление инициировало дела только в отношении розничного звена. Попытка ООО «Винторг» обжаловать в Верховном суде РФ вышеуказанное постановление не увенчалась успехом. Постановление оставлено в силе.

Это определенно новый этап развития алкогольного рынка, который подтвердил, что не только организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, но и оптовики, поставившие нелегальный алкоголь, должны нести административную ответственность.

Продолжена работа по привлечению к административной ответственности по фактам оборота алкогольной продукции с полностью поддельными федеральными специальными марками в принадлежащих организациям магазинах, что подтверждается заключениями экспертов АО «Гознак». В отчетном периоде по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ возбуждено 18 дел об административных правонарушениях.

Также новой заработавшей статьей стала статья 14.19 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте. По данной статье было возбуждено 23 административное дело.

Кроме того, сотрудниками управления активно велась работа по выявлению правонарушений по журналу учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, где можно установить дату и время реализации алкогольной продукции, а, следовательно, в автоматическом режиме выявить нарушение. За вышеуказанное правонарушение в отчетном периоде возбуждено более 302 административных дел. Данный подход позволяет сократить количество нарушений в области оборота алкогольной продукции и акцентировать внимание на правильной и безошибочной работе в системе ЕГАИС.

Развитие потребительского рынка Липецкой области в 2018 году: цели и задачи.

1. В целях защиты прав потребителя создать при высшем должностном лице Липецкой области координационно-совещательный орган с участием представителей заинтересованных территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных и местных общественных объединений потребителей, бизнес-сообществ;

- в постоянном режиме осуществлять мониторинг качества и безопасности пищевой продукции;

- продолжить:

выпуск телепередачи «Азбука качества» в целях информирования населения Липецкой области по вопросам качества пищевых продуктов и защиты прав потребителей;

проведение информационно-аналитических наблюдений в предприятиях торговли, в том числе по торговле непродовольственными товарами, общественного питания, бытового обслуживания в части соблюдения требований действующего законодательства в сфере потребительского рынка в целях повышения качества обслуживания населения;

мониторинг розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров (в соответствии с поручением Минпромторга РФ), реализуемых в объектах торговли муниципальных образований, а также лекарственные препараты, проведение мероприятий, направленных на предотвращение необоснованного роста цен;

работу по вовлечению личных подсобных хозяйств в заготовительную деятельность;

проведение закупочных сессий различного формата;

осуществление контроля за полным обеспечением услугами развозной торговли жителей отдаленных населенных пунктов с формированием и размещением на официальном сайте управления еженедельного графика завоза товаров;

лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции на территории Липецкой области, ежедневный мониторинг состояния рынка определенного товара по вопросам, касающимся регулирования оборота алкогольной продукции, а в случае выявления при его проведении в розничной продаже нелегальной алкогольной продукции, в том числе с поддельными федеральными специальными и акцизными марками, принятие мер административного реагирования;

работу по выявлению и пресечению осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) вне розничных рынков, установленных планом организации розничных рынков на территории области, утвержденным администрацией области, а также вне мест, отведенных органами местного самоуправления;

- в целях обеспечения продовольственной безопасности региона управлению потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области совместно с управлением сельского хозяйства области проводить работу по первоочередному обеспечению предприятий торговли продукцией местных сельхозтоваропроизводителей, пищевой и перерабатывающей промышленности в объемах, необходимых для полного удовлетворения потребностей жителей области.

2. Совместно с органами местного самоуправления:

- обеспечить территориальную и ценовую доступность товаров и услуг;

- продолжить работу по созданию эффективной товаропроводящей инфраструктуры по реализации местной сельскохозяйственной продукции, в том числе по:

организации деятельности сельскохозяйственных рынков и сельскохозяйственных кооперативных рынков во всех муниципальных образованиях области,

открытию кооперативных магазинов, павильонов и киосков по реализации произведенной сельскохозяйственной продукции,

обеспечению всех местных производителей сельскохозяйственной и пищевой продукции местами для продажи произведенной продукции, включая приоритетное предоставление в аренду помещений, находящихся в муниципальной собственности, для организации стационарных торговых объектов, мест для размещения нестационарных торговых объектов, сезонных торговых площадок, торговых мест на розничных рынках и муниципальных ярмарках;

- активизировать работу муниципальных комиссий с убыточными предприятиями, по легализации заработной платы и заслушивать работодателей, допустивших выплату заработной платы ниже прожиточного минимума, установленного в Липецкой области, или среднеотраслевого уровня, и направлять соответствующие материалы по недобросовестным работодателям (выплачивающим заработную плату ниже прожиточного минимума) для принятия мер в Государственную инспекцию труда в Липецкой области, прокуратуру области.

3. Органам местного самоуправления рекомендовать:

- оказывать содействие в исполнении мероприятий государственной программы Липецкой области «Развитие кооперации и коллективных форм собственности» в части организации кооперативной товаропроводящей сети;

- обеспечить контроль за эффективностью использования денежных средств, полученных в качестве субсидий для стимулирования развития заготовительной деятельности и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, предоставления торговых и бытовых услуг;

- осуществлять совместные контрольно-надзорные мероприятия в части финансово-экономического состояния предприятий потребительского рынка, выплачивающих заработную плату ниже минимального и (или) среднеотраслевого уровня, в местах осуществления их деятельности;

- перед заседаниями комиссии по легализации заработной платы проводить детальный анализ финансово-хозяйственной деятельности и с учетом объективной оценки ориентировать работодателей сферы потребительского рынка на необходимость увеличения заработной платы:

1) для крупных и средних предприятий до уровня среднемесячной заработной платы, сложившегося по кругу крупных и средних по отрасли;

2) для малых, микро предприятий и ИП до уровня средней заработной платы сложившегося по полному кругу предприятий по отрасли;

- на официальном сайте администрации разместить баннер с реестром недобросовестных работодателей и осуществлять его актуализацию в постоянном режиме.

- активизировать работу за неукоснительным соблюдением трудового и налогового законодательства, за легализацией заработной платы, своевременной и в полном объеме её выплате, доведением её до среднеотраслевого уровня, снижением неформальной занятости в сфере потребительского рынка;

- освещать на официальном сайте муниципального образования, в средствах массовой информации о нарушениях трудовых прав граждан, руководителях, выплачивающих заработную плату в размерах ниже минимального и (или) среднеотраслевого уровня, а также совместно с федеральными органами государственного надзора по контролю проводить разъяснительную работу о необходимости соблюдения трудового и налогового законодательства, об ответственности за совершение нарушений трудовых прав работающего населения и налоговых правонарушениях;

- организовать на системной основе работу с руководителями предприятий сферы потребительского рынка по исполнению норм Федерального закона от 1 декабря 2014 года № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» в части создания необходимых условий для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг.

Презентация к докладу

Версия для печати

Возврат к списку

Система Orphus