ГлавнаяНаправления деятельностиГосударственные услугиМежведомственное электронное взаимодействие

Межведомственное электронное взаимодействие

Одно из основных направлений оптимизации оказываемых государством услуг – это сокращение количества документов, предоставляемых заявителем при обращении за услугой. С 1 июля 2012 г. вступили в силу положения Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающие требовать от заявителя документы, которые находятся в распоряжении органов власти или подведомственных им организаций. Если раньше обязанность сбора документов от разных ведомств фактически полностью лежала на запрашивающем услугу лице, то теперь введен порядок, при котором задача (в рамках данных, хранимых в государственных информационных реестрах) возлагается на сам государственный аппарат.

Органы власти при предоставлении услуг обмениваются друг с другом межведомственными запросами, которые могут направляться как в электронном, так и бумажном виде. Вместе с тем, заявитель вправе по собственной инициативе представить документы и (или) информацию, необходимую для получения услуг.

Работы по проектированию межведомственного взаимодействия ведутся в области с 2011 года, были определены государственные и муниципальные услуги, при предоставлении которых необходимо межведомственное взаимодействие. По услугам с межведомственным взаимодействием необходимо разрабатывать технологические карты межведомственного взаимодействия (ТКМВ). На органах власти возложена обязанность по актуализации и размещению в реестре государственных и муниципальных услуг ТКМВ (Шаблон ТКМВ, скачать).

3 ноября 2015 года принят Федеральный закон №306-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающий распространение механизма межведомственного взаимодействия на исполнение контрольно-надзорных функций, определивший новый этап развития системы государственного и муниципального контроля. В соответствии с данным законом, с 01.07.2016 г. запрещено требовать с юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов (информации), включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень. В регионе в соответствии с методическими рекомендациями (ссылка) ведется работа по переходу на межведомственное взаимодействие при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Для оптимизации межведомственного взаимодействия в 2010 г. была создана федеральная информационная система «Единая система межведомственного электронного взаимодействия» (т.н. - СМЭВ), к которой федеральные органы исполнительной власти подключили свои ведомственные информационные системы. На региональном уровне используется региональная система межведомственного электронного взаимодействия, к которой подключены региональные информационные системы.

В настоящее время в Липецкой области к региональной СМЭВ подключено 20 информационных систем, используемых региональными и муниципальными органами власти при предоставлении услуг и межведомственном электронном взаимодействии. Для эффективного межведомственного электронного взаимодействия в области планомерно ведется работа по созданию региональных информационных ресурсов в разных сферах деятельности. Помимо традиционных информационных ресурсов в социальной сфере, в сфере занятости, ЗАГС, с 2012 г. объединены в единый информационный ресурс похозяйственные книги, создана единая электронная очередь в детские сады, формируются реестры региональной и муниципальной собственности, а также реестры лицензий.

Для обмена данными в информационных системах, подключенных к СМЭВ, реализуются электронные сервисы.

В настоящее время для взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и государственными внебюджетными фондами реализован доступ к федеральным электронным сервисам для получения 66 сведений (Перечень сведений ФОИВ доступ, скачать).

Разработаны региональные электронные сервисы для передачи в электронном виде сведений, необходимых при оказании услуг федерального уровня (Перечень региональных электронных сервисов для межведомственного взаимодействия, скачать).

Однако не все документы можно получить при межведомственном взаимодействии. Законом № 210-ФЗ определен (ч. 6 ст. 7) перечень документов «личного хранения», которые предоставляются гражданами лично (Документы личного хранения, скачать).

Также в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ не подлежат получению в рамках межведомственного взаимодействия: документы, являющиеся результатом предоставления заявителю необходимых и обязательных услуг (перечень необходимых и обязательных услуг утверждается в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 210-ФЗ постановлением Правительства РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления для услуг соответствующего уровня – федеральных, региональных и муниципальных):

Федеральное законодательство:

Региональное законодательство:

Полезные ссылки:

Технологический портал СМЭВ (http://smev.gosuslugi.ru/portal/)

Сайт Областного бюджетного учреждения "Информационно-технический центр" Липецкой области (http://itc48.ru/is/smo.html)
Версия для печати