Сегодня суббота, 20 Апреля | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих












ГлавнаяО регионе65 лет Липецкой областиУправление финансов Липецкой области

Управление финансов Липецкой области

Мировая история финансов исчисляется тысячелетиями. Люди долго искали эквивалент своему труду, и с его изобретением, по большому счету, исторические часы начали отсчитывать время человеческой цивилизации.

Если говорить о финансовой системе России в современном понимании, то надо начать с того, что ей уже более двухсот лет.

Зарождалась она при Петре I, который придавал большое значение оформлению государства в четкий, отлаженный механизм. Им были созданы 4 коллегии, занимавшиеся финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия, коммерц-коллегия. Спустя четверть века Екатерина II учредила экспедицию о государственных доходах. Немного погодя эта экспедиция была разделена на 4 отдельных экспедиции, одна из которых занималась проблемами доходов, другая – вопросами расходов, третья – ревизией счетов, четвертая – взысканием недоимок и начетов.

А 8 сентября 1802 года императором Александром I был утвержден специальный Манифест, которым в России создавались первые министерства, в том числе и Министерство финансов. В Манифесте говорилось: «Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные …доходы, и генеральное всех доходов разсигнование по разным частям Государственных расходов».

Министерская система России формировалась почти 20 лет. В течение 1811-1821 годов управление финансами было разделено между тремя ведомствами: Министерством финансов, которое ведало всеми источниками доходов, Государственным казначейством, которое занималось расходами и Государственным контролером, на которого возлагалась ревизия всех счетов.

Революция 1917 года поставила страну перед необходимостью использовать иные подходы к управлению финансовой деятельностью, отвечающие новым политическим целям и задачам. Потребовался не один год для того, чтобы перейти к разработке и утверждению бюджетов страны, к замене хаотичного сбора и расходования средств более организованной системой. Было закреплено единство кассы, начался переход к банковской системе исполнения бюджета, был принят ряд важных законов о государственном и местных бюджетах.

В середине шестидесятых годов страна вплотную подошла к необходимости проведения глубоких и всеобъемлющих экономических реформ. Изменились структура и роль финансовых органов России.

Министерство финансов страны в централизованном порядке доводило контрольные цифры, на основе которых формировались бюджеты областей, городов и районов. «Балом правил» план, причем абсолютно во всех сферах жизнедеятельности. Разумеется, у такой организации работы были свои достоинства и недостатки.

В 80-е годы в СССР начались глобальные изменения – страна «повернулась лицом к рынку». Возникло частное предпринимательство, прошла приватизация, был преодолен дефицит фондов, сырья, товаров.

Естественно, что изменился и порядок формирования бюджетов. Территории получили большую самостоятельность, но появились и новые проблемы. Разрастался экономический кризис, только некоторые предприятия оказались способными работать в рыночных условиях. Инфляция рисовала новые нули на купюрах и в балансах. Нестабильное бюджетное законодательство, масштабные налоговые неплатежи, острый бюджетный дефицит. Считать приходилось каждую копейку.

Период развития финансовой системы, начиная с 2000 года, уверенно можно назвать реформаторским. Со вступлением в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации принципы построения бюджетной системы ориентированы на стабильность и прозрачность общественных финансов страны.

Сегодня от российских финансистов зависит экономическое будущее страны, ее финансовое благополучие. Понимая всю важность финансовой системы в жизни современного общества, 19 августа 2011 года, президент России Д.А. Медведев подписал Указ об установлении Дня финансиста, который в честь исторической даты отмечается 8 сентября. Таким образом праздник обрел свой государственный статус.

Отсчет истории Липецкой финансовой системы начался с момента образования нашей области - в 1954 году.

Огромный вклад в становление Липецкой финансовой системы внес Казаков Иван Евдокимович, который возглавлял финансовый отдел девятнадцать лет - с 1954 года по 1973 год. До этого он работал на ответственных должностях в финансовых органах Черниговской, Полтавской, Сумской и Измаильской областей.

В 1954 году, после окончания академии Министерства финансов СССР, он был направлен в Липецкую область, где до конца своих дней проработал заведующим областным финансовым отделом. Он неоднократно избирался членом исполкома областного Совета депутатов трудящихся. Прошел всю Великую Отечественную войну капитаном 395-й стрелковой Таманской Краснознаменной ордена Суворова дивизии. Иван Евдокимович был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.».

За трудовые и боевые заслуги Иван Евдокимович был награжден орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почета» и медалями.

Финансисты области выражают признательность Сушек Галине Александровне.

Она отдала финансовой системе 40 лет, 10 из которых возглавляла областное финансовое управление.

Окончив в 1946 году Иркутский финансово-экономический институт, Галина Александровна начинала трудовую деятельность в финансовых органах Читинской и Иркутской области.

В 1954 году по направлению Министерства финансов РСФСР Галина Александровна приезжает на работу в Липецкий областной финансовый отдел, а в 1976 году становится его начальником и возглавляет вверенный ей участок до 1986 года. Помимо этого, Галина Александровна трижды избирается Депутатом Липецкого областного Совета депутатов, а также членом Областного исполнительного комитета.

Г.А.Сушек и возглавляемый ею коллектив внесли немалый вклад в развитие Липецкой области. Так, областной бюджет ежегодно выполнялся и перевыполнялся, дополнительно изыскивались внутрихозяйственные резервы, которые направлялись на строительство, благоустройство и ремонт объектов социально-культурной сферы.

Галина Александровна награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», знаком «Отличник финансовой работы», а в 1982 году ей присвоено звание «Заслуженный экономист РСФСР». Аппарат облфинотдела под ее руководством неоднократно получал переходящее Красное Знамя РСФСР по итогам соцсоревнования.

С момента своего приезда в Липецк Галина Александровна начала проводить работу по подготовке бухгалтеров и экономистов финорганов. Многие сегодняшние работники финансовых органов – ее ученики.

Некоторые из них, так же как и Сушек Г.А., посвятили финансовой системе много лет. К ним относятся как работники управления финансов области - Кулькова Тамара Васильевна, Рыбина Елена Павловна, Орлова Елена Васильевна, Горбунова Надежда Федоровна, Анисимова Галина Анатольевна, так и руководители финансовых органов районов области - Неворова Валентина Тихоновна, Лутова Лариса Ивановна.

C 1993 года управление финансов области возглавляет Щеглеватых Вячеслав Михайлович.

Проводимая им финансовая и бюджетная политика, направлена на обеспечение роста поступлений доходов в бюджет области и усиление контроля за целевым расходованием бюджетных средств.

Вячеслав Михайлович дважды избирался народным депутатам. В 1998 году был избран председателем Координационного Совета по вопросам бюджетно - финансовой и налоговой политики Ассоциации «Центрально - Черноземная». За заслуги в области экономики и финансовой деятельности присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Российской Федерации». Министерством финансов Российской Федерации Липецкая область неоднократно признавалась лидером рейтинга российских регионов с высоким качеством организации бюджетного процесса.

Безусловно, финансовая система – это, прежде всего, люди. От деловых качеств, уровня профессионализма и компетентности финансистов напрямую зависит экономическая, а часто и социальная обстановка в области.

Благодарность заслуживают ветераны, посвятившие по 30-40 лет жизни работе в финансовых органах нашей области. Это Соколков Алексей Васильевич и Гуров Александр Николаевич – бывшие заместители начальников финуправления облисполкома, Малыгин Николай Филимонович, Дрожжин Валентин Григорьевич, Железняков Леонид Наумович, Щеглов Виктор Петрович – ревизоры с большой буквы, - Служат примером для нынешнего поколения, находящиеся сегодня на заслуженном отдыхе, Лебедева Вера Андреевна, Фадеева Тамара Семеновна, Зайцев Анатолий Андреевич, Бутырин Виталий Макарович и многие – многие другие. Среди них немало заслуженных экономистов и отличников финансовой работы, за свой доблестный труд они награждены государственными наградами.

В финансовой системе такие примеры верного служения своему делу – далеко не редкость. Чаще всего бывает, что, попав в финансовые органы, люди остаются в них навсегда.

Со стороны может показаться, что работа финансиста строго ограничена рамками инструкций, изо дня в день одно и то же: цифры, цифры, цифры… Однако, эта работа имеет очень много аспектов, зачастую творческих. Экономика и общество динамично развиваются, финансисты должны идти в ногу с этими процессами, а желательно даже на шаг впереди.

Последние годы область демонстрирует опережающие темпы роста по сравнению с ситуацией в целом по России. Роль бюджета в этом нельзя переоценить. Первоочередное внимание традиционно уделяется решению социальных проблем. Такое явление как задолженность по зарплате бюджетникам, социальным пособиям гражданам давно ушло из нашей жизни. Много сделано для модернизации систем образования, здравоохранения.

На подъем и диверсификацию экономики направлены многообразные инструменты стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности. Развиваются особые экономические зоны, для резидентов и участников которых существенно ослаблено налоговое бремя и минимизированы административные барьеры.

В рамках бюджетной реформы в области созданы прочные финансовые основы местного самоуправления. Во всех муниципалитетах сформированы и исполняются самостоятельные местные бюджеты, причем с использованием самых передовых технологий. Особая гордость финансистов - единая информационная сеть, позволяющая обеспечить формирование и исполнение бюджетов с соблюдением всех современных требований.

Управление финансов Липецкой области является исполнительным органом государственной власти, обеспечивающим проведение единой бюджетной политики. На основе анализа показателей социально-экономического положения области, реального сектора экономики управление финансов области работает над совершенствованием областного налогового и бюджетного законодательства, проводит ревизии финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств, контролирует сохранность государственного имущества.

Бюджет - это главный инструмент органов власти всех уровней по проведению активной экономической политики в стране. Задачи, которые предстоит решать финансистам в ближайшем будущем - обеспечение экономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы нашей области, снижение зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, проще говоря, укрепление финансовой системы за счет внутренних резервов. Будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности бюджетных расходов.

Одновременно решается целый комплекс задач по повышению прозрачности государственных и муниципальных услуг для населения, с тем чтобы в последующем исключить возможность формального подхода к их предоставлению, улучшить их качество.

В 2015 году введен в эксплуатацию Единый портал бюджетной системы Российской Федерации, который сделал доступной в режиме реального времени структурированную с учетом потребностей заинтересованных пользователей информацию о бюджетном процессе.

Помимо составления и исполнения областного бюджета управлением финансов области разрабатывается прогноз консолидированного бюджета области. Финансисты ежедневно занимаются анализом ситуации с доходной базой бюджета области, разрабатывают мероприятия по привлечению дополнительных доходов.

Для усиления заинтересованности органов местного самоуправления в развитии экономики территорий, в том числе малого бизнеса, укреплении доходной базы местных бюджетов в области используются такие инструменты, как передача ряда налогов в качестве доходных источников органам местного самоуправления, установление дифференцированных налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, замена дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц.

В целях обеспечения сбалансированности местных бюджетов предоставляются субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств в 2017 году в сумме 347,6 млн.руб., в 2018 году в сумме 450,0 млн.руб.

В результате динамичного развития экономики области доходы консолидированного бюджета области только за последние 20 лет увеличились в 25 раз и составили 61 млрд. руб.

Преобладающими доходами, формирующими бюджет Липецкой области, являются налоги на прибыль и доходы физических лиц.

Это стало возможным благодаря постоянной, системной работе администрации области по развитию экономики, расширению налогооблагаемой базы, улучшению администрирования и собираемости налогов.

Основными приоритетами налоговой политики Липецкой области были и остаются предоставление стимулирующих налоговых льгот, преференций малому предпринимательству. Для организаций, инвестирующих средства в экономику области, действуют пониженные налоговые ставки и освобождения по налогам на прибыль и на имущество организаций, транспортному налогу, земельным платежам, а это:

  • резиденты и участники особых экономических зон, а также управляющие компании, создающие инфраструктуру для деятельности этих кластеров;
  • резиденты и управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, победители конкурсов инвестиционных проектов, организации, реализующие инновационные проекты.

Для субъектов малого бизнеса установлены пониженные ставки в отношении приоритетных направлений деятельности, введены налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Создание благоприятных налоговых условий способствует развитию малого предпринимательства. Сегодня в области действуют более 41 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства.
Версия для печати

Система Orphus