Сегодня понедельник, 10 Декабря | English Youtube RSS PDA AAA Версия для слабовидящих








ГлавнаяО регионе65 лет Липецкой областиУправление дорог и транспорта Липецкой области

Управление дорог и транспорта Липецкой области

ДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ

Не случайно автомобильные дороги сравнивают с артериями – они связывают инфраструктуру региона и питают его экономику. Успехи Липецкой области в немалой степени связаны с развитием дорожной сети.

Из области сплошного бездорожья На момент образования Липецкой области 6 января 1954 года, наш регион представлял из себя сплошное бездорожье. Существующие 2,3 тысячи километров дорог и дорогами нельзя было назвать. В области насчитывалось всего 15 километров шоссе, 42 километра булыжной мостовой, 130 километров грунтовых улучшенных дорог, отсыпанных щебнем или покрытых жердевым настилом, около 600 километров дорог были профилированы грейдером или бульдозером и оставшиеся полторы тысячи километров дорог были естественными – обычная колея, накатанная в чернозёме. В весеннюю распутицу и после летних ливней и осенних дождей эти дороги становились непроходимым препятствием даже для полуторок ГАЗ-АА и ЗИС-5.

1952 г. Планирование дороги. 1958 г. Мост через р. Байгора в с. Синявка.

Безусловно, такое положение дел с дорогами, да еще в центре России, никого не устраивало – отсутствие дорог было огромным тормозом в развитии экономики Черноземья в целом и Липецкой области в частности. Дорожное хозяйство в Липецкой области необходимо было организовывать с нуля. Поэтому, по решению областного Совета депутатов трудящихся от 29 января 1954 года было создано Липецкое областное управление дорожного и транспортного хозяйства. Основной задачей управления была организация работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог в Липецкой области. Для строительства и содержания дорог в каждом районе были созданы дорожные службы – райдоротделы. Но выделяемые на дороги средства были настолько малы, что ничего существенного построить было невозможно. При этом в регионе не было квалифицированных инженерно-технических работников и специалистов-дорожников. Основной «техникой» у рабочих были лопаты, ломы и кирки, деревянные прицепные утюги, деревянные «бабы». Основным транспортом – гужевые повозки.

Становление дорожной сети

Для строительства автодорог в Липецкой области из Калача-на-Дону в июне 1954 года была передислоцирована машино-дорожная станция – 70 (МДС-70) Минавтошосдора РСФСР с колонной из семи автомашин с грузами материалов, ГСМ и оборудования. И дорожные работы закипели. Уже в 1955 году приступили к строительству автодороги Липецк – Грязи, а осенью 1956 года к строительству автодороги Москва – Воронеж с подъездом Липецк – Хлевное. В 1958 году силы и техника были брошены на строительство автодороги Липецк - Данков с подъездом к г. Лебедяни. Строить дороги начали и в самом Липецке. Развивалось производство: уже работали НЛМЗ, «Свободный Сокол» и обеспечивающие их рудой шахты, действовал Тракторный завод – везде чувствовалась потребность в хороших дорогах.

Практически вся опорная дорожная сеть области была создана за 15 лет с 1960 по 1975 годы. Если в 1960 году общая сеть дорог с твердым покрытием составляла 434 км, а с асфальтобетонным покрытием – 66 км, то в 1975 году дорог с твердым покрытием стало 2300 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием – 1500 километров.

Ввод в эксплуатацию новых автодорог в 1971-1975 годах позволил связать Липецк со всеми райцентрами дорогами с твердым и асфальтобетонным покрытием.

С 1981 года начался новый период для развития автодорог в области и в России в целом. Липецким областным комитетом КПСС была поставлена задача создания разветвленной сети дорог области. Это означало, что необходимо было построить дороги, связывающие все населенные пункты с числом жителей более 100 человек с райцентрами и областным центром. В этот период было построено и реконструировано 1651 км автодорог с твердым покрытием. Обеспечено выполнение важнейшей задачи – завершение строительства автодорог с твердым покрытием ко всем усадьбам колхозов и совхозов, железнодорожным станциям и районным центрам.

Новейшая история липецких дорог

В 1998 году в Липецкой области был введен в эксплуатацию платный участок федеральной трассы М-4 «Дон» в объезд села Хлевное длиной около 20 км – первый в современной истории дорог России платный участок.

Наиболее важным объектом дорожного строительства в новейшей дорожной истории Липецкой области стала автомобильная дорога «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка» протяженностью 26,34 км. Её начали строить в 2008 году. Строительство этой дороги назрело из-за необходимости обеспечения транспортными связями особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Липецк» в Грязинском районе. Восточный обход позволил разгрузить и без того перегруженные трассы Липецк – Усмань и Липецк – Грязи, вывести транзитные транспортные потоки за пределы городской черты областного центра.

А/д «Восточный обход промышленной зоны г. Липецка»

Начало строительства 2008 - 2009 гг. Ввод в эксплуатацию 2013 г.

За 5 лет строительства введено в эксплуатацию 14,7 км, в том числе 7 путепроводов общей протяженностью 731,84 п.м. Все путепроводы построены с учетом самых современных требований по грузоподъемности и безопасности движения автотранспорта.

«Восточный обход промышленной зоны г.Липецка»

Путепровод Линии наружного освещения

Выполнен большой комплекс работ по переустройству инженерных коммуникаций: переустроены высоковольтные линии электропередач, линии связи, газопроводы высокого и низкого давления, переустройство светофорного объекта на железной дороге «Липецк-Грязи». Дорога обустроена линиями наружного освещения, пешеходными дорожками, автопавильонами, грязезащитными ограждениями и др. Однако строительство Восточного обхода не завершено – необходимо соединить его с автодорогой 1Р-119 «Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов». По завершению строительства вокруг Липецка будет образована кольцевая автомобильная дорога, которая соединит областной центр и особую экономическую зону с административными центрами соседних областей, даст возможность выхода на важнейшие транспортные магистрали М-4 «Дон» и Р-22 «Каспий».

Ещё один масштабный проект – реконструкция автодороги «Липецк – Данков», она поэтапно ведётся с 2013 года. На участках автодороги строятся сложные искусственные сооружения, именно здесь находят применение инновационные методы дорожного строительства: уплотнение грунтов методом высоконапорной инъекции, устройство армогрунтовых насыпей.

Участок а/д «Липецк – Данков» после реконструкции Мост ч/р р.Воронеж в с. Доброе

В результате реконструкции увеличится пропускная способность трассы, сократится время в пути, дорога станет удобнее и безопаснее – хорошая видимость на всех участках трассы значительно снизит аварийность.

Ежегодно ведется восстановление и ремонт мостовых сооружений в составе региональных дорог.

Так, в селе Доброе произвели реконструкцию мостового перехода через реку Воронеж на автомобильной дороге «Доброе-Мичуринск».

Произведена реконструкция участка дороги «Хлевное – Тербуны» и др.

В целях повышения безопасности дорожного движения на автодорогах Липецкой области активно ведутся работы по устройству линий наружного освещения – более 166 км региональных автодорог, проходящих через населенные пункты, освещены в тёмное время суток, и ежегодно в эксплуатацию вводится порядка 15 км вновь построенных линий наружного освещения.

Инновации

Большое распространение при строительстве и реконструкции автомобильных дорог получили щебеночно-мастичные асфальтобетоны (ЩМА). Основное отличие ЩМА от обычных асфальтобетонов заключается в его жесткой каркасной структуре в слое покрытия, которая существенно снижает деформации покрытия. По экономическим показателям применение ЩМА обеспечивает ряд преимуществ по сравнению с асфальтобетоном: снижение затрат на содержание и ремонт дорог в 2-4 раза, повышение долговечности покрытия в 2-3 раза.

На путепроводах Восточного обхода был применен принципиально новый вид бетонной смеси – фибробетон – который, несмотря на более высокую стоимость, имеет свойства, несопоставимые по ряду показателей с традиционным бетоном.

Для заделки сколов на бетонных поверхностях применяется быстротвердеющая безусадочная бетонная смесь – этот материал стал безальтернативной заменой цементным и бетонным смесям. Для ремонтных работ на путепроводах используется саморазогревающаяся полимерная смесь, позволяющая ликвидировать сквозные проломы в проезжей части путепровода в сложных зимних условиях.

Дорожная отрасль сегодня

За 65-летний период развития Липецкой области была сформирована дорожная сеть общей протяженностью 16 486 км, в том числе с твердым покрытием 12 803,2 км. Липецкую область пересекают 474 км трасс федерального значения М4 «Дон» и 1Р-119 «Орел – Ливны – Елец – Липецк – Тамбов», 5477 км автодорог регионального значения и 10535 км автодорог местного значения. На региональной сети дорог расположено около трёх тысяч водопропускных труб, свыше 1100 автопавильонов, 166 км линий наружного освещения, 222 мостов и путепроводов. По плотности автомобильных дорог Липецкая область занимает второе место в ЦФО и девятое место среди 85 субъектов Российской Федерации.

В 2017 году в Липецкой области создано областное казенное учреждение «Дорожное агентство Липецкой области», наделенное функциями заказчика работ на региональных автодорогах. Отдел контроля качества ОКУ проводит лабораторные испытания и исследования выполняемых работ с использованием трехступенчатой схемы контроля в соответствии с нормативами.

В 2018 году запущена передвижная дорожная лаборатория «Трасса», оснащённая полным спектром современных приборов и оборудования для проведения диагностики автомобильных дорог. Дорожным агентством ведется реализация проекта по созданию собственной стационарной лаборатории.

Большая заслуга в развитии сети автомобильных дорог на территории Липецкой области организаций, которые образованы в 50-60-е годы и непосредственно строили дороги и мостовые сооружения на них, это: ОАО «Елецкое ДСУ № 3», ООО «Липецкое ДСП № 1», ЗАО «Липецкавтомост», ОАО «Мостоотряд-126», сеть предприятий управления «Липецкавтодор» (ныне ОГУП «Липецкдоравтоцентр» и 12 его филиалов), Дорожно-строительный трест "Облмежколхозстройобъединения" (ныне ЗАО «Агродорстрой»).

Сегодня выполняют дорожные работы на дорогах общего пользования федерального, регионального и местного значения, помимо вышеуказанных организаций с большим опытом работы, молодые предприятия: ГК «Автодор», ООО «ДСУ № 7», АО «НП «Автотранспортник», ООО «Елец Дорога», ООО «Стройотдел», ООО «Промтехника-2», ООО «Автомост», ООО «Монтажстройресурс», ООО «СтройСоюз», ООО «Технострой», ООО «Семьсот дорог», ООО «Технологии строительства», «ООО «Доминант» и др.

Лидирующее место в дорожной отрасли занимает ОГУП «Липецкдоравтоцентр». Предприятие было создано в целях обеспечения полномочий администрации области по содержанию, развитию, приведению в нормативное состояние автомобильных дорог, являющихся собственностью Липецкой области. ОГУП «Липецкдоратоцентр» находится в ведомственном подчинении администрации Липецкой области. В составе предприятия 12 филиалов в 14 районах области. Предприятие отличается высоким профессионализмом и квалифицированным кадровым составом. В настоящее время ОГУП «Липецкдоратоцентр» – мощная, мобильная специализированная организация, оснащенная необходимыми средствами, механизмами.

Управление дорог и транспорта поддерживает курс по развитию коллективных форм собственности. Совместно с администрацией Воловского муниципального района в 2014 году создано и успешно функционирует народное предприятие - Акционерное общество работников «Народное предприятие «Автотранспортник». Основные виды деятельности АО «НП «Автотранспортник» - дорожная деятельность и транспортное обслуживание. Заинтересованность сотрудников в результатах собственного труда, а также существенная поддержка данного вида акционерных обществ со стороны областного бюджета, обеспечивают хорошие перспективы народных предприятий в дорожной отрасли Липецкой области.


Монтаж асфальтобетонного завода

В состав производственного комплекса дорожных организаций входят порядка 30-и асфальтобетонных завода и 2 песчаных карьера. Ежегодно пополняется дорожно-строительная техника новыми модернизированными машинами, на АБЗ в зимний период проводятся восстановительно-подготовительные работы.

В связи с реализацией в нашем регионе приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» и резко возросшей потребностью в асфальтобетонной смеси в сентябре 2017 г. в ОГУП «Липецкдоравтоцентр» был смонтирован и запущен в эксплуатацию асфальтобетонный завод КА-160 производства ООО «Колокшанские асфальтосмесители».

Новый асфальтобетонный завод обеспечит асфальтобетонной смесью любой марки не только ОГУП «Липецкдоравтоцентр» и все его 12 филиалов, но и других потребителей. Производительность завода – 160 тонн в час, цикл одного замеса – меньше минуты. Температура смеси на выходе составляет 160°С.

Проекты и госпрограммы

С 2012 года финансирование дорожной деятельности осуществляется за счет Дорожного фонда, что в разы увеличило выполнение работ по содержанию, ремонту, строительству (реконструкции) дорог и искусственных сооружений.

Ежегодно, начиная с 2014 года, из бюджета региона выделяется до 4 млрд. рублей на реализацию государственной программы «Развитие транспортной системы Липецкой области». Эти средства распределены на развитие региональных дорог и около 1,5 млрд.руб. предусмотрены субсидии на строительство, реконструкцию и ремонт местных дорог.

На развитие местных дорог, помимо муниципальных дорожных фондов, ежегодно, начиная с 2012 года, выделяются субсидии из областного бюджета области и федерального бюджета.

Так, иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета в размере 394,0 млн.руб. предоставлены г. Липецку на объект: «Реконструкция и усиление Петровского моста через р.Воронеж в г. Липецке и подходов к нему». Стоимость муниципального контракта свыше 600 млн.руб. Реализация данного мероприятия рассчитана на период 2017-2018 годы с окончанием работ в 2018 году.

Строительные работы на Петровском мосту через р. Воронеж в г. Липецке

Липецкая область стала одним из 36 субъектов – участников приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги». Реализуется проект на территории Липецкой агломерации, в которую вошли городские поселения Липецк, Елец и Грязи, а также региональные и федеральные участки дорог, проходящие в границах территории Липецкой агломерации общей протяженностью 809,4 км.

Городу Липецку, как крупнейшему объекту агломерации, из этой суммы выделяется до миллиарда рублей – это втрое больше, чем в предыдущие годы вкладывали в ремонт дорог областного центра.

Всего в рамках проекта ежегодно ремонтируется более 100 километров автодорог. И такое финансирование сохранится до 2025 года – к этому времени 85 % дорог агломерации должны стать качественными и безопасными.

Ремонт региональных дорог в рамках проекта БКД, 2017 г.

а/д «Сселки-Плеханово-Грязи» а/д «Новая Жизнь – прим. к а/д Орел-Тамбов»


УДС Липецкой агломерации после ремонта в рамках проекта БКД, 2017 г.

Ул. Советская г. Липецк
Ул. Советская г. Липецк
г. Грязи

В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с 2019 г. на территории Липецкой области начнется реализация национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». К 2024 г. планируется достижение следующих целевых показателей относительно 2017 г.: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности не менее чем до 50%, снижение доли дорог, работающих в режиме перегрузки на 10%, снижение количества мест концентрации ДТП в 2 раза и снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза.

Развитию региональных и местных дорог в Липецкой области уделяется большое внимание со стороны Правительства Российской Федерации – региону выделяются межбюджетные трансферты на строительство, реконструкцию и ремонт, а также на развитие сельских территорий. Липецкая область является едва ли не первым регионом, где субсидии из областного бюджета направляются напрямую в муниципальные образования. Дальнейшее развитие транспортной сети, повышение её транспортно-эксплуатационного состояния является одной из основных задач дорожной политики области.

ТРАНСПОРТНАЯ ОТРАСЛЬ

Транспортный комплекс Липецкой области представлен предприятиями железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта. От состояния дел в транспортном комплексе в немалой степени зависит развитие промышленно-экономического потенциала и уровень жизни всего региона.

История ОАО «Липецкие автобусные линии»

С увеличением плотности автодорог в Липецкой области возросла потребность в пассажирских перевозках. ОАО «Липецкие автобусные линии» (ОАО «ЛАЛ») – одно из наиболее крупных предприятий области, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Оно обслуживает 49 из 121 межмуниципального маршрута – это более 40 % от общего объема.

ОАО «Липецкие автобусные линии» – организация с богатой 37-летней историей и опытным коллективом – было образовано 1 апреля 1981 года после разделения Автоколонны 1415 на три самостоятельных предприятия. Одним из этих предприятий стало Пассажирское автотранспортное предприятие № 3 (ПАТП-3) – будущее ОАО «ЛАЛ». Численность сотрудников предприятия в то время составляла всего 329 человек, из них 207 водителей. Подвижной состав насчитывал 169 единиц.

Автобусы ПАТП-3 обслуживали перевозки при строительстве таких значимых для экономики страны и области объектов, как: газокомпрессорные станции для газопровода Уренгой-Помары-Ужгород в Ельце и селе Долгое Орловской области, домну № 6 на НЛМК, Плавицкий сахарный завод и Усманский элеватор.

В 1998 году администрацией г. Липецка было принято решение о присоединении к МУП «ПАТП-3» колонны таксомоторов, принадлежащих МУП «ПАТП-2». Общая численность работников предприятия на тот момент составила 678 человек. В 2004 году распоряжением комитета по управлению имуществом города Липецка году на баланс МУП «ПАТП-3» были переданы 72 автобуса МУП «Автоколонна № 1415», 43 автобуса МУП «ПАТП-1», которые предназначались для пригородных и междугородних маршрутов. В том же 2004 году постановлением Липецкого областного Совета депутатов МУП «ПАТП-3» было передано в областную собственность и переименовано в ОГУП «Липецкие автобусные линии» (ОГУП «ЛАЛ»).

В 2010 году ОАО «Липецкие автобусные линии» включено в Национальный Реестр «Ведущие организации транспортной отрасли России». На сегодняшний день в ОАО «ЛАЛ» трудится 550 человек, на балансе предприятия 89 единиц подвижного состава.

Первые автобусы Липецкой области Современные пассажирские автобусы


Автовокзал Липецк – плацдарм для внедрения инноваций

В целях экономической целесообразности и повышения эффективности деятельности областных государственных унитарных предприятий в январе 2008 года к ОГУП «Липецкие автобусные линии» путем реорганизации был присоединен автовокзал Липецк.

На сегодняшний день автовокзал Липецк является ключевым объектом транспортной инфраструктуры региона.

Круглосуточно с автовокзала осуществляется отправление более пяти тысяч пассажиров по 113 различным маршрутам: два международных – в Кишинёв и Киев, 29 межсубъектных, 55 междугородних и 28 пригородных.

Автовокзал является своеобразным плацдармом для внедрения и отработки инновационных разработок по обеспечению транспортной безопасности и предоставлению транспортных услуг населению: системы персонифицированной продажи билетов, системы контроля за перемещением пассажиров на территории автовокзала, системы видеонаблюдения. В настоящее время ведется работа по расширению сети международных маршрутов: перспективное направление – Республика Беларусь.

От «черного» нала к «белым» зарплатам

В 2016 году назрела необходимость внедрения современных технологий в организации транспортного обслуживания населения, для выполнения этой задачи было образовано областное казённое учреждение «Агентство автомобильного транспорта Липецкой области». С 1 июля 2017 года на территории Липецкой области действует автоматизированная система безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа, созданная в соответствии с постановлением администрации Липецкой области. Наш регион стал первым в России, где единая система оплаты внедрена на всей территории субъекта для всех видов пассажирского автотранспорта. За опытом в Липецк приезжают специалисты из разных уголков России от Воронежа до Санкт-Петербурга. Уникальность системы заключается в том, что единая электронная транспортная карта действует во всех муниципальных образованиях региона и на всех видах маршрутов, ею можно оплатить проезд как в транспортных средствах, так и на автовокзалах, автостанциях, пунктах кассовой продажи билетов. Для реализации проекта разработано уникальное программное обеспечение. Система охватывает 460 пассажирских маршрутов. Проезд пассажиров осуществляется по бесконтактным электронным транспортным картам. Помимо карт, сохранена возможность оплаты проезда наличными деньгами. Всего используется четыре вида карт: общегражданская и три персонифицированных льготных – для инвалидов с сопровождающим лицом, детей из многодетных семей и для всех остальных областных и федеральных льготников. Льготные пассажиры оплачивают 50 % стоимости проезда без ограничения числа поездок. Дети из многодетных семей ездят бесплатно, карта требуется для фиксации факта поездки с целью последующего возмещения недополученных доходов перевозчика.

Достигнута прозрачность финансовых операций в пассажирских перевозках – отрасль перешла от «черного» нала к «белым» зарплатам. Используемое программное обеспечение учитывает все поездки по общегражданским и льготным транспортным картам, полученные данные используются для определения объемов компенсации недополученных перевозчиками доходов от перевозки льготных категорий пассажиров за счет средств областного бюджета. Благодаря системе осуществляется сбор достоверной и актуальной статистики о пассажиропотоке – это позволяет принимать управленческие решения по оптимизации маршрутной сети.

Навигация и фиксация правонарушений на дорогах

С февраля 2017 года областное казённое учреждение «Агентство автомобильного транспорта Липецкой области» осуществляет функции регионального сетевого оператора в сфере навигационной деятельности Липецкой области. Перевозчикам региона оказываются услуги по навигационному мониторингу транспорта и диспетчерскому учету выполненных рейсов по установленным маршрутам. На сегодняшний день к базе данных учреждения подключено более 1300 единиц автотранспортной техники, из них 500 единиц пассажирского транспорта, более 480 единиц дорожно-строительной техники, 259 единиц автотранспорта, осуществляющего перевозку детей по школьным маршрутам, более 80 единиц транспортных средств частных предпринимателей. Производится диспетчерский учет выполненных рейсов транспортными средствами по 249 выходам маршрутов социальной направленности.

Ежедневно на дорогах города Липецка и Липецкой области, согласно анализу очагов аварийности, выставляются 40 передвижных комплексов фотовидеофиксации, которые находятся на балансе ОКУ «Агентство автомобильного транспорта Липецкой области». Также на территории Липецка в круглосуточном режиме функционируют 5 стационарных комплексов фотовидеофиксации.

До Москвы за два часа – перспективы железных дорог

На сегодняшний день Липецкая область располагает одной из самых развитых сетью железных дорог в стране, густота железнодорожных путей здесь составляет 314 км на 10 тысяч км2. Эксплуатационная длина железнодорожных путей в области – 751,1 км, из них 363 км электрифицированы. В областном центре расположена станция Липецк с одноименным железнодорожным вокзалом.

Узловыми станциями Липецкой области, обслуживающими пассажиров, являются Елец, Грязи – Воронежские, Раненбург и Лев Толстой, к крупным грузовым узлам относится станция Казинка. В настоящее время администрацией области совместно с ОАО «Скоростные магистрали» прорабатывается проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Ростов-на-Дону – Адлер, проходящей в том числе, по территории региона. Проектная скорость движения поездов по этой магистрали – до 400 км/ч, пропускная способность – 115 пар высокоскоростных поездов в сутки. Это позволит повысить транспортную доступность Липецкой области на федеральном и международном уровне, сократив, например, время в пути от Липецка до Москвы до двух часов, от Липецка до черноморского побережья до шести часов.

История Липецкой гражданской авиации

История развития Липецкого авиапредприятия началась с момента образования Липецкой области. В феврале-марте 1954 года из Воронежского 169-го авиаотряда Московской авиагруппы спецприменения и воздушных съемок ГВФ в Липецк прибыло первое звено самолетов ПО-2, а еще через год – пополнение, состоящее из пилотов и авиатехников. Самолеты базировались на летном поле в районе железнодорожного вокзала. Поначалу на самолетах перевозили почту и выполняли санитарные задания. Но уже мае 1956 года открывается первая авиалиния Липецк – Москва. Перелет в столицу занимал два часа. Экономика области быстро развивалась, и потребность в услугах гражданской авиации возрастала с каждым днем. В это время авиапарк активно пополнялся новой техникой. В 1956 году были получены первые самолеты Ан-2 –незаменимые помощники в сельском хозяйстве, в 1957 году – самолеты Як-12, в 1959 году – самолеты Ли-2, а в 1962 году – многофункциональные самолеты «Супер-Аэро».

Основным направлением работы авиаторов была помощь сельскому хозяйству, причем география полетов не ограничивалась районами области охватывала соседние Воронежскую и Тамбовскую области, а также союзные республики. Уже в конце 60-х одной из главных задач аэропорта становится перевозка пассажиров, в связи с чем летный парк постепенно заменяется на более мощные, совершенные турбовинтовые машины: Ту-114, Ил-18, Ан-10. В 1973 году были получены первые самолеты Як-40. Пассажирские самолеты нового поколения дали возможность путешествовать в разные концы страны. В 1977 году была открыта новая, самая дальняя пассажирская авиалиния Липецк – Челябинск. Самолет Як-40 преодолевал расстояние свыше двух тысяч км всего за 4,5 часа.

В конце 70-х – начале 80-х годов взлетно-посадочная полоса была удлинена до 2300 м, что дало возможность принимать самолеты новых модификаций: Як-42, Ту-134, в том числе в сложных метеорологических условиях. В 1977 году на эксплуатацию в предприятие поступили вертолеты Ми-2. Перед вертолетчиками ставились совершенно особые задачи, например, участие в ремонте линий электропередач, доставка больных в медицинские учреждения. Значительно вырос престиж гражданской авиации среди населения Липецка и области. Приобрести билеты практически на все рейсы было крайне сложно. регулярные рейсы по перевозке пассажиров выполнялись в Москву, Ленинград, Сочи, Анапу, Симферополь, Ростов-на-Дону, Киев, Харьков, Волгоград, Нальчик, Минеральные Воды, Пензу, Куйбышев, Челябинск... Лишь в 1985 году авиапредприятием Липецка было перевезено 130 тысяч человек. К началу 90-х годов на предприятии базировалось 18 самолетов Як-40, 2 самолета Як-42, 54 ед. транспортных средств других моделей. Пассажиры летали по 40 маршрутам. Ежедневно в небо взмывало до 50 самолетов.

Аэропорт сегодня и завтра

К сожалению, негативные явления, сопутствующие экономическим реформам 90-х годов, не обошли предприятие стороной: непомерно выросли цены на энергоносители, запасные части, ремонт авиатехники. Все это привело к тяжелому положению авиапредприятия. В целях восстановления деятельности аэропорта Липецк распоряжением администрации области от 28 ноября 2003 года создано Областное государственное казенное предприятие «Липецкий аэропорт». За счет средств областного бюджета была проведена подготовительная работа по открытию авиарейсов. В мае 2004 года, после длительного перерыва, из аэропорта Липецк начали осуществляться регулярные рейсы на Москву, в июне – в Сочи.

В 2017 году из Липецкого аэропорта выполнялись регулярные авиарейсы в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Симферополь. За 2017 год областным государственным казенным предприятием «Липецкий аэропорт» обеспечено выполнение 1585 авиарейсов (в том числе 1055 регулярных авиарейсов, 530 чартерных авиарейсов), а также обслужено 64,8 тысяч авиапассажиров, что на 15,2 % больше, чем за 2016 год. По сравнению с 2008 годом в 2017 году рост пассажирских перевозок увеличился на 200 %.

В связи с созданием на территории Липецкой области особой экономической зоны и привлечением в ее формирование иностранных инвестиций возникла необходимость модернизации аэропорта «Липецк» и открытия в нем постоянного воздушного грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 11 апреля 2008 года № 478-р аэропорту «Липецк» придан статус международного. Насущной необходимостью стала модернизация аэропорта под современные условия. Масштабная реконструкция началась в 2012 году и продолжается по настоящее время: произведено удлинение взлётно-посадочной полосы до 2343 метров, проведена реконструкция аэровокзала и пункта пропуска через госграницу, завершено строительство рулёжной дорожки и перрона – это позволило принимать воздушные суда с низко расположенными силовыми установками. Сегодня в аэропорту ведутся работы по оборудованию удлинённой взлётно-посадочной полосы светосигнальным оборудованием, переносу огней подхода и радиомаяка. За счёт средств федерального бюджета ведётся строительство нового командно-диспетчерского пункта, идут подготовительные мероприятия по оснащению аэропорта Липецк новым диспетчерским радиолокатором. Общий объем финансирования из федерального и областного бюджетов превышает 1 миллиард рублей. В 2018 году начаты подготовительные работы по удлинению взлётно-посадочной полосы до 2800 метров – это позволит принимать гружёные дальнемагистральные «Боинги» и «Эйрбасы» большой вместимости. Реконструкция позволит развиваться не только самому аэропорту, она даст мощный толчок всей экономике региона.

Успешная работа транспортной отрасли вносит важнейший вклад в решение основных задач экономического и социального развития Липецкой области. Транспорт связывает процесс производства и сферу обращения, объединяет все отрасли экономики области в единый комплекс. Управлением дорог и транспорта ведётся постоянная работа по обеспечению устойчивости транспортного комплекса Липецкой области, модернизации и улучшению показателей его работы.
Версия для печати

Система Orphus